Согласно письму ведомства, которое приводит «Интерфакс», Минфин рассмотрел обращение Ассоциации туроператоров (АТОР) от 20 февраля по вопросу компенсации. По оценке АТОР, ущерб по выездному туризму составил 450 млн руб., по въездному – 140 млн руб.
Отвечая на обращение, министерство сослалось на ст. 4 закона о туристской деятельности и напомнило о том, что приоритетными направлениями государственного регулирования в этой сфере являются поддержка и развитие внутреннего и въездного туризма. А целью стратегии развития туризма в РФ до 2035 года, утвержденной правительством в сентябре 2019-го, является комплексное развитие внутреннего и въездного туризма за счет создания условий для формирования и продвижения качественного туристского продукта, конкурентоспособного на внутреннем и мировом рынках.
В ответе отмечено, что «туроператорская деятельность является предпринимательской деятельностью, которая, согласно гражданскому законодательству, является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг».
- В этой связи правовых оснований для компенсации заявленных в обращении убытков не предусматривается, - сказано в письме Минфина.
Напомним, что из-за вспышки коронавируса и ограничения въезда туристов из Китая в феврале российские туроператоры потерпели убытки как минимум в 1,4 млрд руб. И такую же сумму убытков, согласно подсчетам экспертов, стоит ждать в марте.
Отметим, что именно граждане Китая и Италии – стран, где наиболее стремительно распространился коронавирус – составляли значительную долю туристов, прибывающих в Россию. 60% турагенств жаловались на полную остановку продаж туров в Италию, у 23% продажи сократились на 70-80%, а у 12% - на 50-60%. АТОР указывала на то, что на туристическом рынке может произойти коллапс.
Помимо туроператоров, убытки из-за эпидемии коронавируса терпят и авиакомпании. Один только «Аэрофлот» прогнозирует ущерб в 60 миллиардов рублей, это рекордное для компании значение. Акции других перевозчиков упали на 20-25% сильнее.
Что касается въездного туризма, то стоит заметить, что именно китайцы в 2019 году стали лидерами по тратам среди приезжающих в Россию туристов. В период январь-март 2019-го китайские туристы оставили в России $264 млн, а это в 1,7 раз больше, чем в 2018-м, пишет РКБ. Причем туроператоры констатировали – официальная статистика видит только малую часть трат приезжих из КНР. Теперь же траты приезжих из Поднебесной упали на 80%.