Социолог, сотрудник Центра независимых социологических исследований Мария Тысячнюк поделилась в своем блоге любопытными наблюдениями за тем, как реагируют на развитие эпидемии коронавируса люди разных стран:
«Все про вирус, ну и я туда же! Российский социолог Олег Яницкий писал о пост- советском обществе всеобщего риска, имея в виду, что поскольку на пост советском пространстве риск повсюду, то у людей притупляется его восприятие, ремни в машине не пристегивают. Риски, связанные с ухудшением окружающей среды их не волнуют.
Я и сама писала о разнице восприятия риска в России и США на примере катастроф, связанных с радиацией, но вот коронавирус распространился и динамика совсем не так, как было показано в наших исследованиях. У меня в ФБ где-то 1000 русскоязычных друзей и 4000 англоязычных. В англоязычной ленте людей по-прежнему беспокоит изменение климата, как и меня, а вот в русскоязычной, коронавирус на первой полосе ФБ. В англоязычной ленте люди радуются, что в Китае благодаря вирусу улучшилось состояние окружающей среды.
В русскоязычной ленте об этом тоже есть, но в постах экологов. Россияне живущие на Западе бьют тревогу. В Штатах, в Чехии, в Венгрии, российские экологи в Питере воспринимают эпидемию всерьёз. Некоторые даже оправдывают ограничительные меры.
Может быть постсоветское пространство в русскоязычном мире переросло в общество гипертрофированного риска? То есть из пониженного переросло в повышенное? В Штатах тревогу в моих непосредственных кругах не сильно бьют. Практики повседневности остались прежними. Сейчас в Чикаго театры переполнены, фестиваль Святого Патрика остаётся в силе, бары с живой музыкой переполнены, народ вальяжно гуляет и в ус не дует! Отмена поездок за границу и ограничения вызывают расстройство и гнев....
Теперь немного аутоэтнографии! Я вот изменила практики повседневности под влиянием русскоязычной ленты: раньше в театры дешевые билеты покупала, теперь, думаю, вдруг их закроют, покупаю на хорошие места. Раньше на ресторанах экономила, теперь как подумаю, что могут дома засадить на карантин на еду собственного приготовления, выискиваю рестораны с интересной кулинарией.
Стараюсь ездить не по потребностям, а как можно больше, пока не закрыли путешествия, даже в ущерб окружающей среде и работе! То есть моё восприятие риска резко понизилось, по отношению к вирусам, и повысилась по отношению к ограничениям свободы. Социологам есть чем заняться: анализировать и анализировать...»