Стоит ли говорить, что китайский коронавирус в первую очередь ударил по туристической индустрии – люди теперь боятся не только лететь или ехать в окружении возможных носителей болезни, но и тем более не рискуют путешествовать в страны, уже объявивших о жертвах эпидемии. Кое-где и сами правительства ограничили въезд туристов.
Туроператоры уже отмечают резкое сокращение потока и отказ от туров в места распространения коронавируса. Удар на себе почувствовали круизные компании и авиаперевозчики. Под угрозой отмены масштабные спортивные мероприятия, Олимпиада в Токио пройдет при пустых трибунах.
Канал Proeconomics приводит самый наглядный пример этого кризиса – отменена главная туристическая выставка весны 2020 года в Берлине (должна была пройти 4-8 марта). В прошлом году ее посетили 160 тыс. человек.
Кроме того, коронавирус поставил на грань банкротства туризм в Грузии: за последние 5-6 дней в тбилисских гостиницах 80-90% броней на март и апрель были отменены.
Российские туроператоры уже предупредили об угрозе коллапса в отрасли из-за рекомендации Ростуризма приостановить продажу туров в Италию (в прошлом году ее посетили 1 млн. россиян; только одномоментно сейчас, в начале марта там находится 19 тыс. россиян), а также Южную Корею и Иран. Более 950 тыс. поездок россиян в 2019-м пришлось на закрытый сейчас Китай.
Всемирный совет по туризму и путешествиям (WTTC) оценил в $22 млрд. ущерб глобальной туристической отрасли из-за эпидемии коронавируса. Работу могут потерять сотни тысяч людей, занятых в турбизнесе. Сумма ущерба вырастет, если до лета не будет остановлено распространение вируса.
Убытки несут и авиакомпании. По расчетам канала «РынкиДеньгиВласть», убыток Аэрофлота по итогам 2020 года может превысить 60 млрд рублей.
Это ещё выше, чем предполагалось ранее. При этом акциям Аэрофлота есть куда падать: акции других авиаперевозчиков упали на 20-25% сильнее.
Аэрофлот может получить убыток 60 млрд рублей – рекордное значение за всю свою историю из-за:
Убыток Аэрофлота обнулит дивиденды за 2020 год и поставить под угрозу дивиденды следующих лет. Прибыль компании за 2019 13.5 млрд рублей, дивидендов будет выплачено на сумму 6.75 млрд. рублей с доходностью 6.4%. В случае сильного убытка Аэрофлот может не выплатить дивиденды по итогам 2020 года совсем.
Но самое любопытное во всем этом вот что. Коль скоро Ростуризм рекомендовал российским туроператорам приостановить продажу туров в страны, где угроза заражения особенно сильна, то туроператоры по закону обязаны вернуть клиенту, который хочет отказаться от уже оплаченной поездки, всю стоимость тура. При этом операторы не могут удерживать из суммы возврата свои фактически понесенные расходы, например, перечисленные авиакомпании деньги за билеты.
На эту особенность обратил внимание популярный питерский блогер Вячеслав «Алькапоне:
«Фактически любой турист, даже купивший у туроператора тур в Италию на ноябрь месяц, может придти и ссылаясь на письмо Ростуризма потребовать вернуть ему все деньги, даже за купленный билет на регулярном рейсе с невозвратным тарифом. (...)
Но прикол ситуации в том, что самим туроператорам авиакомпании денег естественно не возвращают. Авиакомпании и туристам-то деньги не возвращают. Ибо Минтранс эти страны не закрывал и запреты на полёты не выпускал...
Естественно никакие системы бронирования а-ля Booking, Ostrovok тоже не думают возвращать деньги своим клиентам и спокойно игнорируют все поступающие просьбы (про возвратные тарифы речи нет), так же как делают и авиакомпании, ссылаясь на правила действующего тарифа и отсутствие запрета. Получается на фоне развернувшихся событий только туроператор обязан вернуть деньги и только он может компенсировать расходы перетрусившему клиенту.
Забавно то, что государственный регулятор считает Италию опасной для россиян, но при этом запрет касается только туроператоров, тогда как большая часть туристов едет в Рим, Милан, Венецию и другие города самостоятельно, купив билет и отель через агрегаторы или напрямую. Но исходя из предписания Ростуризма, получается, что опасно путешествовать именно через туроператоров, да и возвращать деньги должны только они.
В итоге в туризме образуется довольно спорная и забавная ситуация. Туроператоры – единственные, кто стоит на страже туристов, терпят убытки, в то время как границы остаются открытыми, а самолёты продолжают летать, как в Китай так и в Италию...»