Posted 27 августа 2019, 07:00
Published 27 августа 2019, 07:00
Modified 7 марта, 15:36
Updated 7 марта, 15:36
Иван Петровский
Решение арбитражного суда Еврейской автономной области от 22 августа, кажется, окончательно поставило точку в попытках предпринимателя Павла Сметаны уйти от обязательств перед кредиторами и тем самым создать социальные проблемы в регионах, где расположены заводы "Кристалл-Лефортово". Суд принял сторону Федеральной налоговой службы, указавшей на "злоупотребление правом". Дело Сметаны вернули на рассмотрение в Москву.
Хотя еще совсем недавно дела у бывшего водочного короля шли не так уж и плохо. По оценке газеты «Коммерсант», его холдинг «Кристалл-Лефортово» в 2017 году занимал 17 % всего российского рынка, производя до 38,6 млн литров алкогольной продукции в год. Однако уже в 2018 году вся группа предприятий вошла в процедуру банкротства. Многочисленные кредиторы Павла Сметаны захотели получить назад свои деньги.
На вопрос «Где деньги?» Сметана отвечал, что во всем виноват бывший глава Росалкогольрегулирования Игорь Чуян, якобы заставивший его пойти на объединение «Кристалл-Лефортово» с дистрибьютерской сетью «Статус Групп», долговая нагрузка которой и погубила все дело. Как именно бывший чиновник занимался бизнесом и почему это не привлекло внимание правоохранительных органов, пока не ясно. Однако факты говорят о том, что многим сделкам Павла Сметаны по расширению числа активов и приобретению конкурентов предшествовали проверки структурами Росалкогольрегулирования.
Так, например, в 2014 году по представлению контролирующих органов решением арбитражного суда Самарской области был закрыт водочный комбинат «Родник». Против его руководства и владельцев возбудили уголовные дела. Один из собственников, видимо, не выдержав давления, продал свою долю Павлу Сметане, который вскоре стал генеральным директором предприятия. Стоит ли лишний раз упоминать, что все претензии Росалкогольрегулирования были отозваны? Прекратилось расследование уголовных дел - и «Родник» возобновил работу.
Сделки «Кристалл-Лефортово» стали обеспечиваться имуществом нового самарского актива. Естественно, что банкротство алкогольного холдинга, случившееся в прошлом году, лавиной повлекло за собой и банкротство «Родника». Однако Сметана не признает себя ответственным за гибель предприятия. По его словам, во всем виноват другой собственник - Александр Милеев, спрятавший от кредиторов «Кристалла» активы «Родника» с целью его преднамеренного банкротства.
Тем временем, кивая на недобросовестных окружающих его лиц, сам предприниматель решил переехать в Еврейскую автономную область, чтобы начать процедуру личного банкротства. Ранее аналогичную попытку Павел Сметана предпринял в Москве, но забыл явиться на заседание суда. И тогда Арбитражный суд столицы оставил дело без рассмотрения.
В распоряжении редакции есть документы этого дела, из которых следует, что личная задолженность гражданина Сметаны достигла 9,5 млрд рублей. Неудивительно, что такая сумма сподвигла неудачливого бизнесмена к реализации хитроумного плана по инициированию процедуры самобанкротства на краю страны без надзора кредиторов. Однако ему не суждено было сбыться. В дело вмешалась Федеральная налоговая служба.
Пока не ясно, каким образом Сметана получал огромные суммы от банков, которые вроде бы обязаны были проверять качество активов и надежность заемщика.
Решение арбитражного суда Еврейской автономной области резко сужает поле возможностей для Павла Сметаны и приближает час, когда придется ответить по многочисленным обязательствам.
Кстати, в отношении Сметаны решением столичного арбитражного суда введены обеспечительные меры, которые запрещают ему выезд за границу. Но это уже другая история из череды «подвигов» водочного короля, возможно, лишь кажущегося «голым».
«Новые известия» будут следить за дальнейшим развитием событий.