Виктор Кузовков
Известно, что речь идет о гиперзвуковой аэробаллистической ракете. Это подразумевает, что после запуска она летит не горизонтально, а с набором высоты, постепенно забираясь на высоты до ста километров. Это дает ракете целый ряд преимуществ: она тратит меньше энергии на преодоление сопротивления атмосферы, может длительное время поддерживать гиперзвуковую скорость (в атмосфере она бы просто сгорела), а за счет высоты и запасенной при разгоне энергии она может долгое время «падать» по баллистической траектории, преодолевая ещё очень значительные расстояния.
Однако в отличие от обычных баллистических ракет, на конечном этапе траектории она не падает камнем вниз, а за счет двигателя второй ступени может поддерживать гиперзвуковую скорость и совершать маневры, что делает её почти недоступной для современных средств ПВО. И в итоге мы получаем великолепное сочетание характеристик: большую дальность, высокую скорость, неуязвимость и высокую точность поражения наземных или морских целей.
По принципу действия данную ракету уже назвали «младшим братом» гиперзвуковой ракеты Х-47М2 «Кинжал», и это, в общем, абсолютно верное сравнение. Но нужно понимать, что «Кинжал» является весьма тяжелым и габаритным изделием, не приспособленным для запуска с истребителей (тяжелый перехватчик МиГ-31 случай особый), и вооружение им истребителя Су-57 представляется малоперспективным, а потому и маловероятным. Даже штатный носитель «Кинжала», МиГ-31К, после установки на него этой ракеты лишается возможности выполнять любые другие задачи и не несет даже ракет «воздух-воздух» Р-33/Р-37, составляющих его штатное вооружение.
Именно поэтому столь велик запрос на уменьшенный аналог «Кинжала» - гиперзвуковую аэробаллистическую ракету класса «воздух-поверхность», способную решать широкий круг задач по поражению стационарных и мобильных целей на большом удалении от самолета-носителя. Появление такой ракеты должно сделать Су-57 более универсальным и смертоносным, но не в ущерб его основным истребительным функциям.
Новая ракета, как предполагается, будет размешаться во внутренних отсеках Су-57, что очень важно с точки зрения обеспечения высокой скрытности самолета. Увы, при размещении ракет на внешней подвеске его эффективная площадь рассеивания возрастает так, что приходится забыть о том, что данный истребитель пятого поколения разработан по технологии «стелс». Хотя возможность размещения на внешней подвеске тоже, разумеется, предусмотрена, и может быть реализована при подходящих условиях.
Предполагается, что Су-57 сможет нести во внутренних отсеках до двух таких ракет. Их целями могут быть вражеские ЗРК, командные пункты, узлы связи, а также достаточно крупным морские надводные объекты. Система наведения, по аналогии с «Кинжалом», скорее всего будет комбинированной, сочетающей инерционный способ наведения на первом этапе с возможностью корректировки по данным системы ГЛОНАС, от внешнего целеуказания или через оптическую систему самонаведения.
Относительно дальности новой ракеты никакой информации в СМИ не поступало. Поэтому можно лишь предположить, что она, из-за использованной аэробаллистической схемы и гиперзвуковых скоростей, будет выше, чем у аналогов. Конечно, речи о двух тысячах километров, как у «Кинжала», не идет, но очевидно, что она будет довольно большой для такого типа вооружений, и может варьироваться в диапазоне 300-500 километров, что гарантированно позволит Су-57 атаковать наземные и морские цели противника, не входя в зону контроля их средств ПВО.
В настоящий момент идут испытания ракеты. Причем, пусков с самолета-носителя Су-57 ещё не было. Это вполне ожидаемо: в ситуации, когда сам Су-57 прошел ещё не весь цикл испытаний, осуществлять с него пуски нового образца вооружений было бы несколько опрометчиво. Поэтому пока рано говорить даже о предполагаемых сроках постановки новой ракеты на вооружение: многое будет зависеть от успешности испытаний самой ракеты и самолета, от объема требуемых доработок и новых исследований. Но при нормальном развитии событий мы можем рассчитывать на то, что уже в 2023-2024 годах новый образец вооружения пойдет в серию.
Также весьма вероятно, что новую ракету смогут нести и другие носителя, в частности, истребитель Су-35с и ударный самолет Су-34. Это делает разработку более универсальной и востребованной армией, а значит, и вероятность её доведения до серийного производства значительно возрастает.
Следует отметить, что эта новинка является не первым «гиперзвуком», который собираются поставить на вооружение Су-57. Несколько ранее появилась информация о том, что для этого самолета разработали специальную модификацию ракеты «воздух-воздух» большой дальности Р-37 – ракету Р-37М. Предполагается, что данная ракета будет размещаться на внешней подвеске, и самолёт будет вооружаться ею ситуативно, в зависимости от обстановки и военной необходимости.
Но это легко объяснимо: при длине 4 метра и весе 0,6 тонны ракета Р-37М вряд ли должна быть штатным повседневным оружием фронтового стелс-истребителя. Но нужда в ней все-таки может возникнуть: при дальности свыше 300 километров и скорости, на конечном отрезке, больше 6М, данная ракета может стать эффективным средством дальнего перехвата воздушных целей, в том числе, и высокоманевренных.
Также на вооружение Су-57 в ближайшее время должна поступить и новая авиабомба «Дрель». Её особенностью является возможность планирования на достаточно большое расстояние, где бомба выбрасывает самоприцеливающиеся элементы, которые и накрывают довольно большую площадь, уничтожая боевую технику противника. Это, строго говоря, обычная кассетная бомба калибром 500 кг, отличающаяся от предшественниц значительно большей дальностью применения и возросшей точностью самопроцеливающихся боевых элементов.
Подводя итог, следует признать, что программа ПАК ФА, из которой и вырос истребитель Су-57, развивается, несмотря на все сложности, весьма активно. Сделали и запустили в серию планер, на подходе и двигатель второго этапа, который позволит этому планеру летать с заявленными характеристиками. А заметный прогресс в вопросе оснащения истребителя новыми образцами ракетно-бомбового вооружения свидетельствует как о высокой заинтересованности армии в полноценном Су-57, так и о том, что в достаточно короткие сроки мы можем получить действительно универсального и грозного воздушного бойца.