"Сердце мастера" Веры Арье: не детектив, не триллер, а ... квест!

26 февраля 2020, 18:56
Вера Арье написала повесть в жанре квеста. Причем квест этот читатель проходит в Париже вместе с героями, мышление которых построено на остром галльском смысле. В своем еженедельном рейтинге Анна Берсенева отметила новинку в числе лучших.

Анна Берсенева, писатель

Взгляд на современный не то чтобы классический детектив, но, во всяком случае, остросюжетный роман открывает довольно однообразную картину. В том смысле, что главные герои - либо преступник, либо расследователь, либо они оба и еще с десяток их знакомых - непременно окажутся людьми даже не с психологическими, а с психиатрическими проблемами (наркомания, алкоголизм, различные виды расстройств), пережившими детскую травму, от которой будут избавляться на протяжении всего текста, но так и не избавятся. Не то чтобы все это было редким явлением действительности. Да и норвежский полицейский Харри Холе, придуманный Ю Несбё - именно такой главный герой, и книги про него я читаю с большим удовольствием. Но многочисленные повторы этого типажа начинают раздражать, тем более что до великолепного Харри ни один остросюжетный алкоголик, по-моему, не дотягивает.

И вдруг в повести Веры Арье «Сердце мастера» (М.: Эксмо. 2020) - ничего подобного! Есть драма, корни которой таятся в прошлом времен русской революции и Второй мировой войны, но она присутствует здесь именно как человеческая драма, а не как иллюстрация к медицинскому учебнику. Есть современное журналистское расследование, связанное с поиском пропавших произведений искусства, но ведется оно вполне разумным образом, последовательно и по законам формальной логики. Может быть, потому что дело происходит в Париже, причем сам город является полноценным «героем» книги, обеспечивая стройность повествования. Острый галльский смысл просвечивает сквозь страницы.

Вообще, парижскими подробностями книга насыщена до предела. Что считается на французском антикварном рынке «чистым франком», то есть истинной ценностью. Как выглядят жилые баржи на Сене и каковы обыкновения их обитателей. Кто приходит по выходным на камерные симфонические концерты в церкви Мадлен. Как художник «собирает в горах «волчий перец», высушивает его, перетирает, смешивает с железным купоросом и получает необыкновенный дымчато-серый оттенок - он идеально подходит для хмурых морских пейзажей»... Стоит удивиться не тому, что, много лет живя во Франции, Вера Арье знакома с тонкими особенностями здешней жизни, а тому, как умело они вплетены в повествование, не превращая беллетристику в энциклопедию.

И стоит порадоваться тому, что она придумала героев, содержательных настолько, чтобы их расследования могли составить основу целого «парижского квеста», в котором «Сердце мастера» - вторая повесть. Это не интерактивный квест, который однажды предложил Борис Акунин в виде литературно-компьютерной игры. Там читатель мог сам выбирать на каждой сюжетной развилке тот или иной вариант дальнейших событий, после чего действие для него развивалось в зависимости от этого выбора. Конечно, не миллион вариантов был заготовлен автором, но все-таки некоторое их количество. Я, кстати, не думаю, что это удачная форма для бумажной книги.

А у Веры Арье то, что задумывалось, видимо, как название авторской серии, стало определением жанра. Это не детектив, не триллер, а именно квест, главной особенностью которого является последовательное решение взаимосвязанных головоломок, требующее от героев интеллектуальных усилий. Родион Романов, французский журналист с русскими корнями, отлично умеет совершать такое усилие, а его юная подруга Оливия русско-греческого происхождения учится этому на глазах, хотя и комплексует от того, что любимый мужчина старше и опытнее. В этой второй повести «парижского квеста» ложно понятое стремление к профессиональной самостоятельности едва не заводит Оливию в щекотливую ситуацию: ради эффектного интервью она соглашается выполнить просьбу московского миллионера Ноя Волошина и найти важные для него документы, связанные с великим французским скульптором ХХ века Октавом Монтравелем. По счастью, Родион Романов не дает этой ситуации из щекотливой перейти в криминальную, и повесть завершается сенсационным журналистским открытием.

Последовательность, здравый смысл, интересная фактура - вот, на мой взгляд, «три кита», на которых Вера Арье выстроила свой литературный квест. Читатель, проходящий его, не рискует провалиться в бездны человеческого духа, но обеспечивает себе увлекательное умственное путешествие.

#Книги #Новости #Культура
Подпишитесь