Зарубежные примеры, доказывающие обратное, такие как Рональд Рейган (стал президентом США), Арнольд Шварценеггер (стал губернатором Калифорнии), Владимир Зеленский (стал президентом Украины) в российских реалиях на ролевую модель построения политической карьеры не тянут никак.
Почему? Ответ очевиден по бесконечному числу причин, но мы ограничимся двумя достаточными: 1) за последние сто лет в отечественной истории ни разу не было периода относительной социальной стабильности (у нас то войны, то репрессии, то застои с гонками вооружений, то развалы империй), чтобы был общественный консенсус на допуск к реальной власти безобидных скоморохов; 2) архетипно шут при царе на Руси допустим, а вот царь-шут – исключен. Владыка (как верховный, так и местного уровня) должен быть суровым, желательно военным, строгим, но справедливым. В общем, эдакий Угрюм-Бурчеев, но только, пожалуйста, чуть почеловечнее. И чтобы споры решал по совести.
Юморист Михаил Евдокимов, ставший губернатором Алтайского края в 2004-м в результате выборов, а не по назначению Кремля, трагически погиб в 2005-м. Смог бы он переломить отечественный архетип и стать «русским Рейганом», мы никогда не узнаем.
Широко обсуждаемый поход в политику сверхпопулярного певца-матерщинника Сергея Шнурова (он стал членом провластной «Партии Роста», и сейчас активно муссируются слухи, что эта кадровая инициатива исходила из Администрации президента) можно оценивать по двум аспектам.
Во-первых, для Шнурова это очередной огромный успех. Его социальный капитал станет еще больше («круче»), и он, будучи талантливым бизнесменом, сумеет этот капитал монетизировать. Уж в этом сомневаться не приходится. Более того, это успех не только материальный, но и репутационный. Если раньше Шнуров в пьяном угаре носился нагишом по сцене и хотя бы внешне был честным маргиналом, то сейчас его имидж изменился радикально. Очки, аккуратная небритость, белоснежные виниры, английские костюмы и серьезное выражение лица. Разумеется, это всего лишь имидж. Ведь Шнуров может лишь прикидываться интеллектуалом на безопасных расстояниях, но быть им «в натуре» не в состоянии (сомневающиеся в истинности данного тезиса могут ознакомиться с его интервью в программе Познера). Впрочем, для эпохи тотальных социальных сетей сойдут и симулякры, отраженные в экранах смартфонов. Умный вид? Значит – умный. На фоточке, выложенной в инстаграм, стоишь в окружении солидных державных дядек? Значит всё, поздравляем: ты вписался в истеблишмент. Респект тебе, бро (забавная деталь: как сообщил оппозиционер Алексей Навальный, Шнуров удалил из своих аккаунтов все свои "острые" политические стихи за последний год; это к вопросу о респектабельности).
Во-вторых, привлечение Шнурова к партийной стройке – проект сугубо предвыборный и агитационный. Очевидно, что Шнуров будет партийным зазывалой на избирательные участки думских выборов 2021 года – не более того (но и не менее, ведь явка – это важно). Вряд ли его действительно привлекает профессиональная карьера народного избранника. Нажимать на кнопку голосования – и скучно, и контент вялый. Миллионных просмотров на YouTube не будет. Прибыли не те. Да и популярности может поубавиться, ведь на гастроли уже не зачастишь. А хайповать на думской трибуне Владимир Жириновский не позволит. Святое место занято давно.
Мы знаем несколько примеров, когда популярные труженики шоу-бизнеса практически вхолостую жгли свое и казенное время в парламенте: сериальная звезда Мария Кожевникова, композитор и певец Александр Розенбаум, певец Иосиф Кобзон (ныне покойный) и многие другие. Чем они запомнились как депутаты? Ничем. Чтобы найти хоть сколько-нибудь значимые следы их законотворческой деятельности, надо многократно озадачить поисковую строку «Яндекса» или Google. Отметим, что популярный композитор и певец Юрий Лоза в беседе с «НИ» осудил порочную практику хождения персонажей шоу-бизнеса в политику.
Оценить электоральную группу, которую предстоит окучивать Сергею Шнурову, «Новые Известия» попросили политолога Сергея Маркова:
«Избиратель «Партии Роста» немножко подходит по показателям Шнурову. Это города-миллионники, люди европейски ориентированные, но при этом русские. Те, кого называют «офисный планктон». Здесь нет противоречий. Но «Партия Роста» предполагает очень рациональный подход. А у Шнура очень антирациональный подход, что может стать противоречием. Явного противоречия, которое могло бы подорвать этот проект я не вижу. Но и явного кода на успех я не вижу также. Необходим чётко сформулированный политический месседж. Поклонники творчества Шнурова должны понять, почему им необходимо не только слушать его песни в своих автомобилях, но и проголосовать за него и его партию на избирательном участке.
На сегодняшний день, мне кажется, политический месседж Шнура больше подходит Жириновскому: «Пошли все на…». А месседж «Партии Роста»: «За всех». Как они выберутся из этого противоречия? Я не очень понимаю.
Для достижения успеха будет играть роль не сама узнаваемость и популярность Шнура. Ему необходимо сформулировать электоральный месседж. Просто наличие медийного человека в партийном списке мало что прибавляет. Если не будет чётко сформулирована причина, по которой фанаты и поклонники группы «Ленинград» должны поддержать политические амбиции её лидера, популярность не сработает».
Согласимся с тем, что идеологического месседжа у Шнурова пока нет. Какие у него политические взгляды? Левые? Правые? Либерально-консервативные? Тайна великая.
Еще раз подчеркнем, что в минусе Сергей Шнуров не останется при любых выборных сценариях «Партии Роста». Известность его только возрастет. Ксения Собчак, например, побывав в ипостаси кандидатши в президенты, приумножила свой социальный капитал весьма значительно. А Сергей Шнуров по этой теме явно не глупее будет.
Пока что остается без ответа следующий вопрос: в какую партию позовут Ольгу Бузову? На медийном рынке хайповых лайков она, пожалуй, единственная, кто может составить конкуренцию Шнурову. Она тоже соцсеточный тяжеловес.
Хотя нет, есть еще Юрий Дудь. Но только Дудь, в отличие от Шнурова и Бузовой, действительно тянет на роль лидера мнений. И тянет весьма неплохо.