ЦБ собирается существенно скорректировать практику банков в сфере «антиотмывочного» законодательства, сообщает РБК. Согласно поправкам в положение 375-П, перечень признаков сомнительных операций будет обновлен. На сегодняшний день он содержит свыше ста позиций. Однако он не обновлялся на протяжении восьми лет.
Поправки разрабатывались экспертами ЦБ и Росфинмониторинга на протяжении года, чтобы «исключить устаревшие и добавить новые схемы совершения необычных операций с учетом современного развития финансового рынка и общей цифровизации технологий предоставления банковских услуг».
Регулятор намерен изменить и общие подходы к определению сомнительности банковских операций. Подозрительными не будут считаться ситуации, когда клиент проводит операцию при высоких комиссиях. ЦБ упразднил пункт о «нестандартных и сложных» расчетах. Но если транзакции «не соответствуют общепринятой рыночной практике», это будет считаться поводом для повышенного контроля. Кроме того, изменятся правила взаимодействия банков с клиентами, привыкшими сворачивать деятельность, если у кредитной организации возникнут подозрения.
Также ЦБ считает, что банкам не нужно ориентироваться на формальные обязательства, при которых клиент совершает операции. Например, на связь операций с прямой деятельностью компании, исходя из ее учредительных документов. Внесены в поправки и случаи, когда клиент требует проведения операции по исполнительному документу. Сомнительными регулятор предлагает считать транзакции, по снятию наличных средств физлицам, если деньги поступили от юрлица или ИП. Исключения составят зарплаты, алименты, пенсии и страховые возмещения. Также под сомнения попадут операции, проводимые с одного и того же устройства или одной группой IP-адресов по счетам разных компаний. Продажи виртуальных активов Банк России впервые внес в список сомнительных операций.
Сейчас документ на стадии оценки регулирующего воздействия.
Ранее сообщалось о том, что в России будет создана система блокировки сомнительных денежных переводов. Платформа должна была стать централизованным решением для банков в борьбе с воровством денег со счетов, но эксперты настаивают на опасности монополизации в сфере услуг такого рода.