О том как отразиться китайская эпидемия на положении «Газпрома» пишет сайт русской службы DW. Издание обращает внимание на неудачное начало года для крупнейшей российской компании: добыча газа в январе упала на 6% , экспорт газа на 25%, а цены на него в Европе до самого низкого уровня за последние 15 лет. И вот еще коронавирус...
Эпидемия его вызвала в Китае массовую остановку многих производств, а следовательно – и резкое снижение потребления газа и нефти. В итоге цена спотовых контрактов снизилась примерно до 102 долларов за 1000 кубометров газа, что вдвое ниже, чем в 2019!
К тому же сегодня глобальное предложение по газу и нефти на мировом рынке уже превысило спрос, и главная причина этого даже не столько ввод в строй новых газопроводов, а стремительное развитие рынка сжиженного газа (СПГ). К тому же не способствует росту цен и аномально теплая зима в Северном полушарии - потепление сказалось на бизнесе российской компании очень сильно.
Усугубила ситуацию и политическая составляющая, несмотря на все противоречия,
Москва и Киев подписали новый 5-летний транзитный договор, что привело к падению экспорта в Европу, поскольку до этого, европейские страны уже запаслись топливом, чтобы не зависеть от российско-украинских отношений.
При таком раскладе, да еще и при такой погоде, спрос на российский газ в этом году будет в Европе значительно ниже обычного, а вот предложение еще выше, чем прежде. Это произойдет потому, что Китай станет на время выходить из долгосрочных контрактов по закупке газа. Цены на сжиженный газ в Азии уже снизились до исторического минимума. А вот импорт сжиженного газа в Европу за счет Азии, напротив, возрастет на 88%, что еще сильнее ударит по «Газпрому».
Сократила покупки российского газа на 40% и Турция, теперь она получает его из Азербайджана, а также сжиженный из Алжира, Нигерии, Катара и США. Все это не только развенчивает миф о якобы низком качестве СПГ, но и еще снижает цены на топливо. Кстати, и российский СПГ уже конкурирует с трубопроводным, а поставляющая его компания «Новатэк» - с «Газпромом».
Пока же от катастрофы газовый гигант России спасают многолетние контракты, гарантирующие «Газпрому» большие объемы по привязанным к нефти ценам. Но доля таких контрактов падает в пользу одноразовых, спотовых сделок по рыночным ценам.
К тому же падение нефтяных котировок из-за эпидемии коронавируса неизбежно снизит цены и на трубопроводный газ, а это приведет к уменьшению выручки компании. «Газпром» готовится к этому, размещая на рынке корпоративные облигации на 6 миллиардов евро и увеличивая тем самым свой внешний долг на сумму, сопоставимую со строительством газопровода «Турецкий поток», резюмирует издание.