Любопытный материал, посвященный тому, как ношение медицинских масок фактически блокировало работу системы распознавания лиц в Китае, опубликовал китаист Леонид Ковачич на сайте Московского Центра Карнеги. Для начала автор приводит реплики возмущенных и недоумевающих китайцев:
- Я уже привык расплачиваться с помощью Face ID. Что делать, если не помню пароль?
- Верните сканирование отпечатков пальцев!
- Ворота, оснащенные системой распознавания лиц, не открылись, и я не смог попасть в свой собственный дом...
Стоит ли говорить, что главным нарушителем порядка стали медицинские маски, которые носит сейчас поголовно весь Китай! Именно они свели на нет одно из технологических достижений Китая – систему распознавания лиц.
А ведь еще в 2017 году функцией распознавания лиц в стране были оснащены десятки миллионов камер наблюдения, а всего в Китае к концу 2020 года будет насчитываться более 600 миллионов камер.
Активно распространяется технология в магазинах, и в транспорте, и в банкоматах: покупатель или пассажир лишь посмотрит в специальный терминал, и с его счета спишется сумма покупки или стоимость проезда – этой системой пользуются уже более 100 миллионов китайцев, загрузив через спецприложение свою фотографию.
Труднее назвать сферу, где этим еще не пользуются. А потому у китайцев и возникает теперь такая странная реакция, хотя с другой стороны, споры о наступлении государства на частную жизнь граждан не утихают. Более того, регулярно возникают ситуации, когда граждане подвергаются дискриминации именно после процедуры распознавания лиц, к примеру кого-то начинают проверять при входе в метро именно после ее прохождения.
Недовольство тотальной слежкой было очень сильным, однако эпидемия коронавируса продемонстрировала и слабости «большого брата».
Хотя началось все до начала паники, еще в Гонконге, когда на акции протеста демонстранты надевали маски, так что власти даже хотели запретить их ношение, но суд не пошел ей навстречу.
Однако опыт других стран показывает, что запретить маски можно. Так в США их ношение в связи с разгулом активистов ку-клукс-клана прекратил запрет, введеный в 15 штатах, и он действует до сих пор и применялся недавно властями Нью-Йорка в борьбе против акций протеста Occupy Wall Street.
Запрещены маски для участников акций протеста и в России, однако «гигиеническое» их ношение остается свободным. А кроме того, есть и другие способы избежать распознавания лиц: различного рода «продвинутые» очки, специальный макияж, лащерные указки или зонтики, наконец.
Так что у властей Китая появились новые задачи, как суметь распознать лица в таких условиях. А это сложно.
Хотя уже существуют разработки, позволяющие идентифицировать личность по изображению, даже если лицо закрыто на 50% - к примеру технология от Panasonic, но она может сделать это, если лицо уже зарегистрировано в базе данных. Другие компании тоже занимаются этой проблемой.
Кроме того, ведутся разработки технологии распознавания человека по походке. Так что борьба продолжается.
***
Между тем, московские студенты решили на себе испробовать силу российского закона, или точнее беззакония, и организовали акцию «Следуй», призванную объединить всех несогласных с внедрением системы распознавания лиц в России.
Они предлагают коллективно объединяться и использовать грим против распознавания в повседневной жизни. Для акции создан чат-бот - в нем можно узнать инструкции по нанесению грима, пообщаться с теми, кто участвует в акции и придумать совместные коллективные действия - например, выяснить, какие маски действительно работают и защищают наши лица, а какие нет.
В «Манифесте» акции говорится:
«В сентябре 2017 года в Москве заработала одна из крупнейших в мире систем видеонаблюдения с функцией распознавания лиц. К зиме 2019 года устанавливать личность помогают около 170 тысяч государственных камер.
Теперь мы видны насквозь, поэтому требуем от системы ответной прозрачности. Нам важно знать, у кого и в какой момент окажется информация о нас, как ее будут использовать. Важно защитить то, что принадлежит только нам. Мы хотим встретиться лицом к лицу с тем, кто не реагировал на другие формы диалога.
Мы не замечаем, что становимся объектом наблюдения государства. Пока мы ищем приятеля в толпе, камеры ищут нас. Но приятель и надзиратель - не одно и тоже. Когда мы разрешили государству следить и повсюду следовать за нами? Почему решение о нас было принято без нас?
Мы не хотим попадать в объективы камер видеонаблюдения без своего согласия. Мы не хотим, чтобы новые технологии привели к тотальному контролю. Мы хотим найти действенные способы осуществлять ненасильственное сопротивление.
Чтобы на несколько минут защититься от слежки и распознавания, мы используем грим. Грим как символ несогласия.
Но в одиночку мы не справимся. Объединившись, можно создать пространство для диалога. Для этого нам нужно посмотреть в глаза и камерам, и проблеме.
Жить, зная, что каждый шаг оставляет след в базе данных правительства? Сможете ли вы чувствовать себя как дома, зная что находитесь в паноптикуме?
Когда мы видим незнакомцев перед дверным глазком, становится не по себе. Пусть власть увидит таких незнакомцев у своих дверей. Камеры молчаливы. Но мы хотим диалога. Следуй за нами...»
Разумеется, властям Москвы пришлась не по нраву эта инициатива, и огни ответили на нее репрессиями.
Московская студентка Катрин Ненашева рассказала в своем блоге, чем закончилось для нее участие в этой акции:
«Это я пару часов назад в ОВД Китай-город, куда нас с ребятами доставили за нанесение грима против распознавания лиц в рамках #акция_следуй. На второй фотографии 10 секунд до момента, когда полицейский выхватит у меня телефон из рук. Нас задержали ровно за то, что ребята водили зелёными и синими красками по моему лицу.
В отделении происходило странное: у нас тут же забрали телефоны и все вещи, а когда к нам попытался войти наш адвокат от ОВД-Инфо Дмитрий Захватов, на него фактически накинулись полицейские, началась какая-то перепалка, Дмитрий зацепился за лавочку, его стали оттаскивать и силой вытолкали из отделения, а потом не пускали полтора часа.
Нас отпустили с протоколами 20.20 часть 5 «участие в несанкционированном мероприятии». Никакое мероприятие мы не организовывали - мы наносили грим и собиралась пройти с экскурсией по камерам, в макияже, который не запрещён.
Суд 26 февраля. Наш адвокат Дмитрий Захватов также будет подавать жалобу на полицейских.
Спасибо за помощь ОВД-инфо и всем, кто был рядом, несмотря на план «Крепость». А мы отправляемся думать, что делать дальше.
Вот как прокомментировала ситуацию общественный деятель Алена Попова, которая давно и последовательно выступает против распространения по стране систем распознавания лиц:
«...В рамках проекта «Следуй!» художники показывали москвичам способ уйти от тотальной системы распознавания лиц. Сегодня они, загримировавшись, хотели провести экскурсию перед мастер-классом.
Задержали их, как тоже это уже обычно, до начала экскурсии вообще. Это ж, прости господи, до какой степени система в ужасе от художников, чтобы уже применять репрессии на экскурсии. И что же такого скрывает государство про тотальную слежку, что так боится активности по этой теме?! Интересно аж стало очень. Очень-очень. То к айтишникам приходили, когда интерактивный макияж от слежки сделали, то теперь художников упаковали в автозак и отделение.
Я надеюсь, что поведение системы, акция полиции против художников и экскурсий, а также абсолютная законность действий художников, поспособствуют тому, чтобы мы все объединились ещё больше против политических репрессий и тотальной слежки государства за гражданами!»