Posted 23 января 2020, 16:33
Published 23 января 2020, 16:33
Modified 7 марта, 15:01
Updated 7 марта, 15:01
Сергей Собянин говорит, что применение таких камер раскроет огромные возможности для видеоаналитики, которая позволит выявлять особо криминальные "точки", места скопления мигрантов, закладок наркотиков и так далее. Ранее в СМИ писали, что оборудование для системы распознавания лиц обойдется столице в два миллиарда рублей, - отмечает телеканал "Дождь". При тестовом внедрении систем распознавания лиц в Москве сотрудники правоохранительных органов задержали 90 человек с помощью 1000 камер, установленных снаружи подъездов жилых домов.
Однако, внедрение таких систем нравится далеко не всем. Активистка Алена Попова дважды подавала иск в суд с требованием запретить их применение в общественных местах Москвы - по ее мнению, технология распознавания "избирательно негативно применяется к определенному кругу лиц". Политик Владимир Милов уже в нынешнем году подал сходный иск, требуя еще и удалить персональную информацию о гражданах, собранную с помощью наблюдения. Юрист "Роскомсвободы" Саркис Дарбинян, представляющий интересы Алены Поповой в суде, считает, что обработка биометрии граждан без их письменного согласия нарушает закон о персональных данных, а также право россиян на частную жизнь (ст. 23 и 24 Конституции России). Другой юрист Кирилл Коротеев из правозащитной организации "Агора" отмечает, что участники политических митингов не могут избежать камеры, которая висит на уровне их лица, при проходе через рамки, и такие технологии, которые позволяют фиксировать перемещение граждан, дают неограниченные возможности для политической слежки.
Известно, что в уголовном деле о беспорядках, якобы имевших место на московских митингах, использовались камеры с технологией распознавания лиц, чтобы идентифицировать протестующих. Но и ранее в 2018 году был известный случай с активистом Акселем: его фотографии попали в базу с преступниками. Активиста задержали, отпустили, но фото из базы не удалили, ответив ему на вопрос: "как убрать-то незаконно полученные фото из базы" - так: "Никак". Таким образом, он стал преступником только на основании того, что камеры видеонаблюдения его зафиксировали, распознали и он незаконно (не будучи ни в чем обвинен, без решения суда) оказался в одной базе с теми, кто в розыске.
Между тем Европейский союз намерен ввести запрет на применение технологий распознавания лиц в общественных местах на срок от трех до пяти лет с исключением проектов, связанных с безопасностью и научными исследованиями во избежание возможных злоупотреблений и для защиты конфиденциальности частной жизни и данных граждан. В США в штате Калифорния уже ввели трехгодичный мораторий на использование технологии распознавания лиц полицией и другими госслужбами.