Posted 5 февраля 2020, 17:31
Published 5 февраля 2020, 17:31
Modified 7 марта, 15:18
Updated 7 марта, 15:18
Назревшие проблемы местного самоуправления в свете конституционных поправок обсудили в среду на круглом столе в «Экспертном институте социальных исследований» (ЭИСИ).
Рабочая группа по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию в настоящее время продолжает работу над дополнениями к основному закону страны, в ходе этих обсуждений активно ставятся вопросы о выравнивании территориального развития. В России на сегодня более 22 тысяч муниципальных образований. Президент Владимир Путин предлагает парламенту изменить положения, касающиеся «взаимоотношений между муниципальными и государственными органами власти». Под формулировкой подразумеваются меры по встраиванию органов муниципального управления в вертикаль федеральной и региональной исполнительной власти, полагают эксперты.
Что есть такое упоминаемая в поправках единая система публичной власти? Отвечает ли пишущийся проект на реальные вызовы на местах? Как изменится система местного самоуправления? Социологи и политологи ЭИСИ выдвинули свои прогнозы.
- Путину хочется зафиксировать свое политическое наследие и для него важно сделать так, чтобы выстроенные институты работали еще и 20, и все 50 лет после окончания его полномочий. Конституционные изменения коснутся, в том числе, блока, посвященного принципам разделения властей. Перед работающими над поправки экспертами поставлена задача прописать в законе механизмы защиты от концентрации власти в одних руках. Самая близкая к каждому отдельному человеку ветвь власти – муниципальная и с этим уровнем начали плотно работать, - поясняет Руководитель Экспертного совета ЭИСИ Глеб Кузнецов.
По мнению специалиста, остро стоит в последние годы проблема недообеспеченности финиансами органов местного самоуправления. Взаимодействие по бюджетным стратегиям местной и федеральной властей позволят быстрее решить эту проблему. В то же время у муниципальных чиновников появляется мощный стимул активнее участвовать в делах страны.
Система местного самоуправления, мягко говоря, несовершенна, и об этом говорят давно. Но решать проблему следует только в нормативном единстве. Перед нами ставится вопрос об усовершенствовании местного самоуправления – и это положительный момент, так как мы в очередной раз вынуждены задуматься, а насколько вообще у нас работает этот механизм. Какие задачи в глобальном плане местное самоуправление решает? – рассуждает эксперт ЭИСИ Ольга Гай.
Важная цель в перекраивании системы местного самоуправления - включенность местной власти и политиков в решение насущных государственных задач, говорит президент Консалтингового агентства "Bakster Group" Дмитрий Гусев.
- В последнее время не раз мы слышим, как регионы и губернаторы жалуются, что федеральная власть их не слышит. Поправки в части системы МСУ, Госсовета, Совбеза как раз о том, как местный пласт властных структур будет включен в решение общенациональных задач. Раньше же как было? Правительство разработало, а вы, регионы, идите и беспрекословно исполняйте. В Конституции нынешней будет прописано, что Госсовет принимает решения вместе с регионами. Фактически он уже переформатирован в такой плацдарм.
По словам эксперта, поправки в Конституцию по муниципалитетам – это не только о совместном участии в обсуждении потребностей поселений, но и совместная ответственность. Теперь при неудачах глава района или города не сможет винить губернатора или федералов, потому как будет иметь возможность непосредственно влиять на принятие решений на своей территории. Включение глав поселений в активное обсуждение проблем на местах – безусловно, еще один вводимый инструмент стабильности, уверен Гусев.
- После периода жесткой федерализации власти Конституция с ее поправками служит созданию площадки для регионов, на которой будут в режиме совещания с территориальными властями приниматься решения, что дает большие возможности муниципалитетам. На сегодня в среднестатическом Сельсовете с 300 избирателями средним классом являются только глава этого Сельсовета и его жена. Получается так, что и дороги ремонтировать, и больницы строить у нас должен президент, местного управления нет, - говорит Директор Центра регионального развития Курской области Константин Комков.
Нынешняя ситуация складывается так, что для граждан нет разделения власти на федеральную и муниципальную. К местному чиновнику приходит житель с конкретной бытовой проблемой и вместо решения получает долгие объяснения о том, почему поступивший вопрос находится в компетенции региональной или федеральной власти, но не местной. Тогда у человека возникает естественный вопрос: «А чего тогда ты тут сидишь?», - говорит эксперт ЭИСИ Александр Малахов
- Главными вопросами системы муниципального управления, конечно, остаются деньги. Но даже если они появляются, местный чиновник всё равно мало что может решить. Нацпрограммы выходят в феврале, документы огромными усилиями готовятся к марту, программы работают с мая - за оставшиеся полгода глобальных сдвигов не совершить, и, по сути, конкурсами ничего не исправить. Вторая боль – кадры. Уничтожение муниципалитетов началось с их укрупнения. Сейчас главный вопрос у губернаторов – а где же найти человека на должность главы муниципалитета и главы совета депутатов? Когда приходят директивы исполнить национальный проект, все хватаются за голову – кадров нет, денег нет, а если за помощью в регион пойти, то за превышение полномочий сесть можно, - рассуждает эксперт.
Люди не хотят идти работать в муниципалитет, и это серьезнейшая проблема. Последнее назначение глав в Томской области – подано на конкурс: 0 заявок. Не бедный Красноярский край: 0 заявок. Губернаторы носятся, откручивают всем головы и насильно усаживают людей в кресла, подтверждает руководитель «Центра политического анализа» Павел Данилин.
- Почему же не хотят идти в главы? Закон изначально требовал от глав исполнения 27 полномочий, сейчас число возросло до 70, при этом самое главное - расширение бюджетных возможностей глава решить не может. Финансовые источники с увеличением полномочий остались те же. Меры по снижению расходов на аппарат, на подготовку документации не помогли. С одной стороны, нет рук, с другой - профессионалов, которые бы нормально составили конкурсную документацию, с третьей – нет денег.
Стратегия развития муниципальных образований до 2030 года, которая будет реализовываться, в том числе на основе соответствующих поправок в Конституцию России, встраивание системы МСУ в единую систему власти будет отработана в ближайшие годы и поспособствует развитию местного самоуправления, высказывают надежду участники круглого стола.