Posted 4 февраля 2020, 11:07
Published 4 февраля 2020, 11:07
Modified 7 марта, 15:19
Updated 7 марта, 15:19
Сотрудники Стэндфордского университета опубликовали в журнале Nature Medicine результаты своего исследования, посвященного различным паттернам старения. Эта работа призвана внести ясность в вопрос, почему у некоторых людей, например, сердце и после шестидесяти работает как часы, а почки начинают отказывать. А у других с почками все в порядке, зато они постоянно подхватывают инфекции.
Ирина Зиганшина
В течение двух лет группа, проводившая исследование, собирала у 43 участников, возраст которых варьировался от 29 до 75 лет, биологические образцы: кровь, воспалительные субстанции, микроорганизмы, генетический материал, белки и побочные продукты метаболических процессов.
Отслеживая изменение образцов с течением времени, команда выявила около 600 так называемых маркеров старения — показателей, по которым можно определить функциональную способность ткани и её биологический возраст.
Оказалось, что даже в пределах одного организма в разных тканях старение происходит с разной скоростью, так что печень, например, оказывается пораженной возрастными изменениями раньше сердца или почек. Поэтому всех людей можно условно разделить на несколько категорий в зависимости от того, какая из биологических систем у них стареет быстрее всего.
Как считают авторы исследования, всех людей можно свести к четырём общим возрастным типам: иммунный, почечный, печеночный и метаболический. Например, «иммунные» люди с течением времени накапливали больше маркеров воспаления, а «метаболические», поскольку их организм менее эффективно усваивает глюкозу,– сахара в крови.
Однако эти четыре типа не исчерпывают все возможные профили старения: в то время как некоторые люди точно вписываются в определенный тип, другие могут соответствовать критериям всех четырех, так что на практике категорий гораздо больше.«Один из наших участников оказался представителем сердечно-сосудистого типа старения, то есть его сердечная мышца изнашивается быстрее, чем другие части организма, – комментирует старший автор исследования Майкл Снайдер, профессор и заведующий кафедрой генетики Медицинской школы Стэнфордского университета. – Если мы изучим ещё 1000 человек, уверен, мы найдём и других людей, стареющих по сердечно-сосудистому типу, и эта категория станет более определенной. Дальнейшие исследования могут дать еще больше моделей старения».
Авторы работы планируют и дальше следить за участниками исследования, чтобы увидеть, как их профили старения изменяются с течением времени.
Кроме того, они намерены разработать простой тест «на возраст», который можно было бы использовать в кабинете врача, чтобы быстро оценить состояние здоровья пациента и определить для него варианты лечения, которые дадут наилучший эффект.
Это могут быть фармпрепараты, различные виды диетических вмешательств, режим физической нагрузки и другие изменения образа жизни, с помощью которых можно модулировать некоторые из процессов старения. Кроме того, в будущем классификация возрастных типов могла бы послужить мотивацией к тому, чтобы люди особенно тщательно заботились о тех системах своего организма, которые стареют быстрее других.
Тогда, например, тот, кто соответствует сердечно-сосудистому профилю старения, мог бы сосредоточиться на улучшении своего сердечно-сосудистого здоровья и регулярно делал соответствующие медицинские тесты, чтобы проверить свой прогресс.