Posted 28 января 2020, 12:27
Published 28 января 2020, 12:27
Modified 7 марта, 15:25
Updated 7 марта, 15:25
В России налоговыми льготами пользовались 75% зарубежных предприятий и только 65% отечественных, при этом наиболее ощутимую поддержку получают компании-экспортеры, сообщает "КоммерсантЪ" со ссылкой на исследовании Deloitte (Делойт) и Центра стратегических разработок.
Наибольшее распространение налоговых льгот отмечено в химической промышленности (на 9% выше среднего показателя по остальным отраслям), а наименьшее — в автомобилестроительной отрасли (44% компаний не пользуются льготами).
При этом наиболее часто пользуются льготами предприятия в рамках региональных инвестиционных проектов (18%). В несколько меньшей степени — в рамках специальных инвестиционных контрактов (СПИК) (11%), и еще реже — в рамках работы на территориях опережающего развития (ТОР) (10%).
В свою очередь, выбирающие в основном региональные инвестиционные проекты иностранные компании получают льготы на 16% чаще, чем это делают компании из России.
Как отмечается в публикации, иностранные компании перед тем как начать работу в России изучают регионы и смотрят, какие преимущества для ведения бизнеса предоставлены, в то время как отечественные предприниматели имеют привязку к конкретному региону, и у них меньше возможности для получения налоговых льгот.
Александр Захаров, партнер Paragon Advice Group, в комментарии “НИ” отметил, что иностранцы исходят из того, что закон существует для налогоплательщика и для его удобства, и спокойно пользуются всеми преимуществами в то время, как россияне полны опасений:
“Мое личное мнение состоит в том, что, как правило, иностранные компании обслуживаются профессиональными привлеченными специалистами, которые более серьезно подходят к процедуре комплаенса и процедуре собственно получения тех льгот, которые им, собственно, положены по закону. На западе, в частности, в Соединенных Штатах получение соответствующих льгот является фактически правом, которое налогоплательщиками не игнорируется.
Если говорить о России, то здесь использование льгот зачастую рассматривается регулятором, как желание злоупотребить налогоплательщиком своими правами. Исходя из этого понимания и отсутствия, скажем так, “местного правосознания”, иностранцы зачастую претендуют на льготы чаще, чем российские налогоплательщики.
Речь не идет о неправомерном лишении льгот. Когда есть убеждение, что по закону право на льготу является безусловным, а российский обыватель понимает, что, если он использует льготу, то скорее попадет под проверку, чем при неиспользовании такой льготы, то уместно говорить о том, что боязнь т.н. санкционной дубины вызывает опасение взять то, что похоже на сыр в опасении, что сыр скорее находится в мышеловке, чем на тарелке.
Иностранцы же исходят из того, что закон существует для налогоплательщика и для его удобства, а не для того, чтобы преследовать фискальную цель.
Есть две характеристики налогообложения, налоговой политики. Фискальный уклон — когда все равно, мягко говоря, как отжать. Если говорить о социальной направленности налоговой политики, то нужно понимать, что она нацелена именно на предоставление льгот”.