Posted 23 января 2020, 13:26

Published 23 января 2020, 13:26

Modified 7 марта, 15:01

Updated 7 марта, 15:01

Изумленные "Дылдой": кинокритики раздали слонов

23 января 2020, 13:26
Вчера в Доме кино состоялась церемония вручения «Белых слонов», призов российских кинокритиков

Диляра Тасбулатова

«Дылда», уже увенчанная разнообразными международными премиями, опять победила в четырех номинациях. Поистине, это год «Дылды»: самый раскрученный фильм 2019-го.

Правда, Юсуп Разыков отстал от "Дылды" всего на один пункт - у него три награды.

Что же касается "Дылды" - уж если первый наш критик, Андрей Плахов, включил эту картину в десятку лучших за год, причем лучших во всем мире, не только в России - то что говорить.

Так бывает: все буквально заворожены «Дылдой» - история послевоенного пост-травматического синдрома, почему-то стала актуальной, что можно было бы списать на вкусы отечественного зрителя, живущего прошлым, - но ведь она имеет колоссальный успех и на Западе.

Из окончательного списка Оскара «Дылда», уже где только ни прославившаяся, правда, выпала: полагаю, ей помешал слишком замедленный ритм. Американцы ценят темп, привыкли к этому, в принципе эта страна очень быстрая.

Ко всему прочему, в истории кино немало случаев, когда картины –новаторские, определяющие язык кино будущего, остаются почти незамеченными: так было, скажем, с фильмом Евгения Пашкевича, режиссера из Латвии, чей фильм «Дни человека» был показан в 1989-м, и произвел оглушительное впечатление. Однако тогда кинопроката практически не существовало, и потому фильм стал сразу достоянием истории кино, редкостью (в Сети, правда есть, посмотрите), никакого «интерактива» у него не было. А ведь фильм должен жить не только на пленке, но и отраженным – так сказать, в глазах зрителя.

Что же касается пост-германовского стиля, школы Германа, в стилистике которой как раз сделана «Дылда», то, скажем, «Кома» Ниёле Адоменайте, снятая в том же 1989-м, сделана на порядок культурнее: но и она не имела успеха. Возможно, это такой трюк времени, временная петля: при жизни самого Германа подражание ему казалось «германовщиной», чем-то заёмным, несамостоятельным, а по прошествии времени вновь актуализировалось.

Трудно сказать. Что касается новейших времен, то и сейчас есть выдающиеся картины, почти незамеченные: скажем, «Миннесота» Андрея Прошкина, по сценарию Миндадзе. Лучший фильм «Кинотавра» 2009 года, и не только я так считаю – абсолютно соразмерный, глубокий, философский, который читается на многих уровнях. С выдающимся актером Сергеем Горобченко: если бы картина прозвучала, его актерская судьба сложилась бы по-другому: как, скажем, судьба Заманского, не положи начальство «Проверку на дорогах» на полку.

Горобченко к тому же хорош собою, что для его профессии тоже важно: мало того, что красивый, - нервный, тонкий, очень техничный актер.

Имеет значение и пиар: у «Миннесоты» почти не было рекламы, фильмом не занимались. Если говорить о великих открытиях в истории кино,то есть случаи почти курьезные – если бы одна западная дама не увидела, совершенно случайно, «Расёмон», японское кино еще долго было бы для за семью печатями, а ведь в шестидесятые именно благодаря Куросаве оно стало открытием не только для Европы, но и для всего мира.

Впрочем, в качестве, извините за выражение, «русского патриота», я только рада успеху «Дылды», хотя имею свое особое мнение (каковое в рамках данной заметки высказывать не имею морального права). Ибо критик обязан отслеживать тенденции, а не навязывать всем свой вкус: ну, смотря в какой ситуации, конечно. Чтобы не получилось, как в репортажах с Каннского фестиваля, когда какой-нибудь разудалый паренек или девица, в первый раз посетившие столь солидный смотр и не зная контекста, «с морозу», не выдать что-то вроде – а мне Феллини не нравится.

Есть ситуации, когда имеет значение не личный вкус, а "общественный". Ничего не поделаешь.

Итак, лауреаты, полный список:

ЛАУРЕАТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕМИИ КИНОКРИТИКИ И КИНОПРЕССЫ "БЕЛЫЙ СЛОН" ЗА 2019 ГОД

ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ

«Дылда». Реж. Кантемир Балагов. Продюсеры Александр Роднянский, Сергей Мелькумов

ЛУЧШИЙ АНИМАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ

"Он не может жить без космоса», режиссер Константин Бронзит

ЛУЧШИЙ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ

«Кино эпохи перемен», режиссер Алексей Федорченко

ЛУЧШАЯ РАБОТА РЕЖИССЕРА

Кантемир Балагов, «Дылда»

ЛУЧШИЙ СЦЕНАРИЙ

Юсуп Разыков, «Керосин»

ЛУЧШАЯ РАБОТА ОПЕРАТОРА

Ксения Середа, «Дылда»

ЛУЧШАЯ РАБОТА ХУДОЖНИКА

Сергей Иванов, «Дылда»

ЛУЧШАЯ МУЗЫКА К ФИЛЬМУ

Сергей Старостин, «Керосин»

ЛУЧШАЯ ГЛАВНАЯ ЖЕНСКАЯ РОЛЬ

Елена Сусанина, «Керосин»

ЛУЧШАЯ ГЛАВНАЯ МУЖСКАЯ РОЛЬ

Алексей Агранович, «Юморист»

Алексей Вертков, «Воскресенье»

ЛУЧШАЯ ЖЕНСКАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА

Наталья Тенякова. «Француз»

ЛУЧШАЯ МУЖСКАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА

Александр Балуев, «Француз»

ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ-ДЕБЮТ

«Мальчик русский», режиссер Александр Золотухин. Продюсер Эдуард Пичугин

ПРЕМИЯ МОЛОДЫХ КРИТИКОВ «ГОЛОС»

«Тиннитус», режиссер Даниил Зинченко

ПРЕМИЯ ИМ. МИРОНА ЧЕРНЕНКО

Александру Сокурову за честь и достоинство

ПРИЗЫ пПЕЗИДЕНТА ГИЛЬДИИ

Петру Багрову и Николаю Изволову за уникальную реставрацию фильмов «Обломок империи» Фридриха Эрмлера и «Годовщина революции» Дзиги Вертова

Подпишитесь