Российские школьники стали на 20% чаще страдать психическими расстройствами. Количество чрезвычайных ситуаций в образовательных учреждениях увеличилось на 70% за последние пять лет, сообщает «Российская газета», ссылаясь на главного внештатного детского психиатра ведомства, замгендиректора НЦ психиатрии и наркологии им. В. П. Сербского Алексея Макушкина.
По словам Макушкина, школа перестает быть местом психологической безопасности, и эта печальная тенденция – результат того, что на протяжении двух десятков лет школа не занималась воспитанием учеников, а только давала образовательные услуги. С другой стороны, это можно назвать реакцией отставания детской психики на перемены в обществе, считает эксперт.
- Наша стратегия - работать не "пожарниками", а заниматься профилактикой, - замечает Макушкин.
Поэтому экспертиза минздрава настояла на возвращении обязательного психиатрического обследования для учеников. Однако эта инициатива повлекла за собой две проблемы. Во-первых – нехватку специалистов, ведь в России один психиатр приходится на 25 тысяч человек. Во-вторых, «человеческий фактор» - отношение к психиатрии как к карательной медицине. Первую проблему решить можно, но только со временем – сегодня в российских вузах растет число выбравших профессию «детский психиатр». А вторая проблема, может приобретать комплексные черты. Пока еще инициатива о включении услуг школьного психиатра в ОМС не нашла утверждения.
Ведущий научный сотрудник Центра наркологии департамента здравоохранения Москвы Алексей Надеждин считает, что справиться с проблемой поможет работа с общественным сознанием.
- Получилось же добиться снижения на 77% потребления психотропных веществ подростками? Это результат и школьного тестирования, и антиалкогольной пропаганды, и в целом оздоровления общества. Другое дело, что появляются новые вызовы. Например, "дизайнерские" наркотики, красиво названные "конфетой" или "жевательной резинкой". Определить их вред нетрудно, но нужно согласие общества на затратные исследования, - говорит Надеждин.
Отметим, что российские школьники заняли первое место в мире по уровню стресса, испытываемого во время обучения. Для 79% учеников школьные занятия напрямую связаны с нервным напряжением.