Сергей Митрофанов
Важно, что практически не оказалось ни одного сколько бы то значимого политического деятеля (за исключением функционеров Республиканской партии США, которым это по должности положено), который бы однозначно поддержал такое односторонне применение силы в международных отношениях и сказал бы: «Ой, как хорошо, давайте теперь мы все будем делать так же!»
Хотя, может быть, я и не совсем прав в этом утверждении, поскольку бывший замминистра иностранных дел России Георгий Кунадзе выразился таким образом: «Ни в коем случае не являясь сторонником президента Трампа, считаю его решение о ликвидации Сулеймани объективно обоснованным».
Но это исключение, которое, скорее всего, поддерживает правило. На самом деле, ни демократы США, ни бывший посол США в России Макфол, ни весь верхний этаж политической элиты России, причем в двух противоположных крыльях – государственническом и либеральном, ни союзники США по НАТО, кроме Эстонии, не поддержали Трампа в этой акции. А когда он сказал, что разбомбит объекты культурного наследия, то вообще как бы присели.
С другой стороны, во всем втором этаже российского общества, на котором расположены радикальные либералы определенного толка, огненные сторонники Израиля и искренние трампофилы, хотя и критики российского режима, но с прицелом на деглобализацию, там не отказалось почти никого, кто бы права человека распространил и на безвременно ушедшего от нас Сулеймани.
Тут все очень просто: хороший исламский террорист – мертвый террорист, включая иранское должностное лицо, приравненное к террористам. Получилось, что весь этот второй этаж России готов следовать в русле достаточно анонимной американской администрации и людей в масках (трамповской спецслужбы) и одобрять любое, даже достаточно дикое и непредсказуемое в последствиях решение. По их мнению, Третьей мировой войны не будет из-за какого одного жалкого генерала, а последствия ниже Апокалипсиса Иоанна не достойны нашего внимания. Иран утрется, а мы (ментальный Запад) будем и дальше действовать также решительно. Муллы должны заткнуться. Трамп, как всегда, всех переиграл!
При этом, однако, трудно отрицать, что одним из не просчитанных последствий «ниже Апокалипсиса Иоанна» стала гибель украинского самолета с пассажирами из Канады и иранской же студенческой интеллигенцией, обучавшейся в западных университетах. С большей степенью вероятности можно утверждать (сначала я сам это безответственно предположил, а позже с такой версией согласились и западные лидеры, ссылаясь на данные своих разведок), что самолет был сбит случайно среагировавшей зенитной установкой российского производства. Вряд ли иранские радикалы нарочно нанесли удар, чтобы убить западных «иноагентов» и тем странно отомстить «рыжеволосому придурку», но самолет погиб, конечно, из-за сложившейся напряженной обстановки.
Так что объективно счет жертв после ликвидации ненавистного Сулеймани стал 177:1 плюс моральный ущерб от ракетных ударов Ирана по авиабазе аль-Асад и аэродрому в провинции Эрбиль в Ираке, где размещены вооруженные силы США и международной коалиции.
Хорошо ли это? Вряд ли. Даже несмотря на то, что дальше этого конфликт пока не развился. Но хорошо, что ни Иран, ни США не решились продолжать, и напряжение после ракетной атаки Ирана стало сходить на нет, что дало основания некоторым аналитикам утверждать, что произошел «договорной матч», все закончилось и Третьей мировой не случилось, можно расходиться.
Тем не менее, вся эта запутанная ситуация требовала соответствующей коннотации от российской пропагандистской машины.
Исследовались вопросы:
- прав ли Трамп, что в одностороннем порядке ликвидировал своего врага? (Ответ: не прав.)
- кто в результате выиграл в геополитике? (Ответ: Россия. Политолог А.Морозов: «Трамп делает то, что не может сделать сам Путин: он "перепозиционирует" Кремль в более безобидное "другое", чем оно было в 2014 году. Ещё один удар по Ирану - и весь "Крым-Донбасс" просядут на уровень ниже всяких радаров мировой политики».)
- сбит ли украинский самолет российской ракетой, поставлявшей вооружение Ирану, и есть ли в этом, если это так, вина России? (Ответ: оружие не виновато. Продавать оружие – хорошо, а если кто-то кого-то из него убивает – не наше дело.)
- следует ли бояться Третьей мировой и действительно ли США теряет лидерство как мировой гегемон? (Ответ: мировая война под вопросом, но США теряет лидерство.)
- кто кому показал "кузькину мать", США Ирану или Иран США? (Ответ: "кузькину мать" в целом показал Иран.)
Поразительно, что перед глазами всех наблюдателей находилась практически идентичная картинка: подрыв Сулеймани в аэропорту Багдада – ответная ракетная атака Ирана – гибель украинского самолета, - но говорящие головы умудрились сделать диаметрально противоположные выводы.
Очевидно, что задача Пропаганды-ТВ - обличить Америку, но вывести из-под удара «нашего Трампа», а у американцев – Майкл (к сожалению, не дали титр, но это не Бом)… - вывести из-под удара Америку и свалить всё на Трампа.
Майкл: «У нас – сумасшедший король, он говорит в стиле вашего либерального демократа». (Возмущенный возглас Жириновского.)
В целом же линия госпропаганды: У Америки плохая оборона, их ракеты – отстой, пропустили иранские ракеты. Иран показал, что готов отвечать, а Трамп отступил перед региональной державой. (Бурные аплодисменты в российской студии, всем нравится, что Иран, муллы, наступают.) Никогда такого не было, Америка падает. Держитесь, ребята, России и покупайте у нее вооружение (Коротченко). (В это время на большом экране показывают, как Путин проводит учения, и у него-то все ракеты попадают в цель.) Итак, наша сила велика есть. Наши генералы спокойны. Потому что наши армия и власть функционируют, как часы.
Как ни странно, но благостную картинку падения Америки и геополитического успеха России на фоне падения Америки на этот раз немножко обгадил Жириновский. Он справедливо заметил, что российские великолепные ракеты летят неизвестно куда и ни в кого не попадают, а плохая ракета Трампа с первого выстрела уничтожила врага Америки, и все успокоились. Так что похороны Америки несколько преждевременны.
У Жириновского тоже бывают просветления.