Posted 9 января 2020, 12:33

Published 9 января 2020, 12:33

Modified 7 марта, 15:12

Updated 7 марта, 15:12

В Ленинградской области снова массово грабят дачи

9 января 2020, 12:33
Многие жители Петербурга в минувшие новогодние каникулы посетили свои дачи в Ленинградской области и застали их обворованными. Проблема сохранности дачного имущества в зимний сезон, казалось, уже давно ушла в прошлое, но неожиданно вернулась.

Эксперты отмечают, что на криминальный всплеск напрямую повлияли различные дачные реформы, проводимые на федеральном уровне.

Евгений Колесников, Санкт-Петербург – Ленинградская область

Проведать – как там любимая дача в зимний сезон – традиция уже давняя, с тех пор, как появились столь обширные новогодние каникулы. Да и теплая зима в Ленобласти в этот раз позволила многим там и отдохнуть как следует, и заночевать. Да, дачи – быть может, самое главное, что связывает жителей Петербурга и Ленобласти. Совсем точной статистики нет, но по приблизительным данным властей 47-го региона, дачных участков в нем не менее семисот тысяч (капитальных строений на них меньше, а вообще всю эту статистику только предстоит привести в порядок). Не менее тремя четвертями дач опять-таки на глазок владеют россияне с петербургской пропиской. Как показывают косвенные данные в виде статистики Октябрьской железной дороги, ГИБДД и ряда других госведомств, в летний сезон дачи посещают не менее двух миллионов жителей северной столицы. То есть, можно представить, каков масштаб этого конгломерата – жители Ленобласти во многом в сезон кормятся за счет оказания различного рода услуг представителям 78-го региона, от питания до строительства. Всё как в Сочи или Крыму, но глубоко на Северо-Западе.

Это казаки спасли урожай 90-х?

И вот в эти новогодние каникулы стали нон-стоп поступать сообщения об обворованных дачах. В СМИ - много, но особенно все же в социальных сетях, а полиция еще не готова назвать точную цифру обращений, хотя данный «прилив» признает. Неожиданно. В плане, почему возник столь реликтовый криминал? Просто уже лет восемь-десять тема казалась неактуальной. Помнится разговор с бывшим начальником ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Аркадием Крамаревым, который заодно на общественных началах возглавлял всех петербургских казаков. Он рассказывал, что в 90-е проблема воровства дачного имущества и урожая была актуальной как никогда: по его мнению, именно условные казаки, оформленные как частные охранники, спасли Ленобласть от большой крови; якобы дефицит продуктов был столь велик, что дачники (хотя скорее, их тогда можно было назвать натуральными крестьянами) использовали свои шесть соток для банального прокорма, высаживая всё, что только может вырасти в капризной северной почве; и, соответственно, на это добро было много охотников. В принципе, да, кровь из-за урожая либо нехитрого дачного имущества порой проливалась.

«В воришек стреляли из охотничьих ружей, если владелец оказывался вдруг зимой на даче, а для бомжей, которые в 90-е облюбовали дачи как зимовку, некоторые «рачительные» хозяева оставляли отравленное мышьяком спиртное, - рассказывает нашему корреспонденту бывший глава областной охранной фирмы «Гранит» Евгений Кушев. – Известны случаи, когда воры травились насмерть, а владельцев дач осуждали за преднамеренное убийство. Кстати, помню одного «кулибина», установившего на своем участке и в доме всевозможные «растяжки». Так воры немало конечностей потеряли. Но и он сел, на семь лет, кажется. Понятно, что такая агрессия происходила из-за того, что многочисленные дачи, сотни тысяч домов, по сути, вообще не охранялись. Еще не было культуры, допустим, на сходке членов садоводства, собрать деньги на профессиональную охрану их же имущества. Да, сидел какой-нибудь в лучшем случае дедок зимой на охране в вагончике, да что он мог сделать, подрёмывая? Впрочем, и денег особо не было у дачников тогдашних нанимать полноценную охрану».

В 90-е воровали всё подряд, но особенно ценились такие тяжеленькие советские рукомойники, ведь прием металла процветал. Это помнится многим, хотя бы издали видевшие всякие точки вторчермета. Народная тропа туда не заростала, даже визуально.

Второй же всплеск дачной преступности пришелся на «тучные нулевые» - примерно 2005-2008 годы. «Это легко объяснимо, - говорит народный артист РСФСР Михаил Боярский, у которого дача в Ленобласти. – Появился средний класс, который захотел свои дачные участки облагородить по западному образцу. Помните, что именно тогда появились в большом количестве всякие ландшафтные дизайнеры, даже специалисты по дачному фэн-шую. Сколько ко мне было таких обращений! Главное в этой истории, что люди стали покупать дорогую технику, которая применяется при различных работах на загородном участке. Она-то и стала предметов внимания преступников. Мне известно от компетентных людей, что в таких случаях действовали уже не какие-то голодные одиночки, а организованные преступные группы».

К слову

В 2008 году в Ленобласти была ограблена дача Нобелевского лауреата Жореса Алферова. Как сообщали тогда СМИ, самой дорогой по сумме потерей стала новенькая бензопила иностранного производства.

Особый случай

В жизни всякое бывает, и вот 18 декабря прошлого года стало известно, что полицией задержан гражданин Узбекистана, который обнес дачу … гражданина Уругвая, находящеюся … в Ленинградской области на примерную сумму в 15 миллионов рублей. Следствие пока не раскрывает всех подробностей.

Многие винят мигрантов

И вот теперь, во всяком случае, по реакции многочисленных петербургских дачников, произошел третий всплеск профильного криминала. Если обобщенно, то многие пишут, кто в соцсетях, кто в заявлениях в полицию, что в каникулы нашли свои областные дома взломанными. Потери у всех, конечно, разные, и никакого «средне арифметического» вывода пока не сделать. Да и возмущены люди больше не материальными потерями, а моральными. Давний принцип – «мой дом – моя крепость», безусловно, пострадал. Эмоций много, в том числе, на националистической почве. Кто-то, да много кто, если честно, винит в воровстве и разбое гастарбайтеров.

«Действительно, случаев, когда мигранты, подвизающиеся на различных дачных работах, совершают противоправные действия, не так уж мало, - рассказывает «НИ» участковый одного из районов Ленобласти. – За последние годы гости Петербурга и области хорошо освоили условный дачный рынок, и часто «остаются» в том доме, где, скажем, делали ремонт. На зиму, чтобы не платить за аренду жилья. Обычно и слепок ключей не надо делать – замки сейчас пошли «на честном слове». Понятно, что в этот период дачное инвентарное имущество хозяев используется не в их интересах».

Справка «НИ»

По данным ВЦИОМ, 81% занятых в личном хозяйстве граждан РФ используют землю для выращивания продовольствия. В Росстате отмечают, что личные подсобные хозяйства и дачи дают до 40% всего объема выпускаемых аграрным сектором товаров.

«Новая нефть» избавляется от дач?

Но вот тут - к анонсированному и обещанному – почему последние дачные федеральные реформы, преобразования и даже всего лишь проспекты могли повлиять на «колыбель» уже третьей дачной криминальной революции в двух отдельно взятых регионах?

Издалека сначала. Сейчас модно стало говорить и писать, что рядовые россияне стали для властей «новой нефтью» после значительного снижения расценок на углеводороды в мире. Тут поднятие всяких налогов типа НДС, постоянно растущий ценник ЖКХ, но вот и дачи, вероятно, скоро встанут в этот ряд. Главный налог в этом контексте – на капитальное строение на дачном участке – при этом, что это такое – понятно не слишком. Так, в Градостроительном кодексе РФ, это «объект капитального строительства – здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка». Вот такая «удобная» формулировка. Пока до сих пор непонятно, что же будет приниматься за «капитальное строение». Баня тоже?

В наступившем 2020 году большинству дачников придется заплатить два налога: на имущество физических лиц – за дом и земельный налог на котором он расположен. Налог на жилой дом составляет 0,1% от кадастровой стоимости дома. Для исчисления налоговой базы (то есть суммы, с которой заплатите налог) нужно из стоимости всего дома вычесть цену 50 кв. м, и 0,1% от остатка составит ваш налог. Плата для садоводов также будет исчисляться из кадастровой стоимости и не может превышать 0,3% от нее.

Каковы же могут быть абсолютные цифры налога? Кадастровая стоимость дома у разных оценщиков может отличаться в разы. И на этот прямой вопрос, как не спрашивал корреспондент «НИ» профильных чиновников правительства Ленобласти в ноябре-декабре 2019 года, так ничего не добился. Кажется, они сами не знают. Вот показалось именно так. И надо отметить потенциальную хитрость федерального центра в налоговом вопросе относительно дач. Налоги на садоводов и дачников пойдут в местные, то есть, региональные бюджеты, которые заметно исхудали во исполнение так называемых майских указов президента. Поэтому все претензии дачников на налог, вся их ярость обрушится на местные власти. «Перегибы на местах», если что.

И вот такие сугубо «космические», то есть, федеральные реформы и «рацпредложения» напрямую сказываются на … дачном криминале. Евгений Кушев, как специалист в области дачной безопасности и видевший разные этапы ее эволюции и контрэволюции, заявляет уже о текущей тенденции и еще более негативен в прогнозах: «Так всё просто же – дачники совершенно не уверены в завтрашнем дне, но они уже четко понимают, что их будут драть как липку. Все ведь уже знают, что дачи даже в таких элитных местах, как Ленобласть или Подмосковье, за последний год резко подешевели. Желающих избавиться от актива больше, чем желающих его приобрести. Тут понимаете какая штука – дачники, тем более, которые вкладываются в инфраструктуру своей локации, они люди активные, читающие, способные к анализу. И они видят, к чему всё идет. И почему упала безопасность дачных поселений и садоводств? Перестали в нее вкладываться, вот заметно! И денег сейчас меньше у населения, это понятно. Но я так думаю, а с людьми ж разговариваю, не на пустом месте так заявляю – главная причина экономии на охране в нежелании, чтобы тебя доили. Обидно людям».

Что ж, получается классический пример от частного к общему, и наоборот. Дачники, во всяком случае, в 47-м регионе стали экономить на охране своего имущества, потому что не уверены, что будут готовы сохранять его при всё возрастающей фискальной нагрузке. Однако, предположительно именно поэтому имущество стали немного дербанить. Кто? Редакция «Новых известий» надеется, что полиция даст ответ в максимально короткие сроки. Не только в плане ответа на наши запросы, но в плане эффективных и результативных действий по заявлениям потерпевших дачников.

Справка «НИ»

По данным СМИ, считается, что в России около 60 миллионов дачников, хотя официальных цифр по этому вопросу все еще нет, как нет. Но все равно ясно – дачников у нас - чуть ли не больше всего в мире. Дачи, точнее, участки для них, советским людям начали раздавать еще в 1960-е, - даже бесплатно. Скорее всего, государство банально не справлялось с обеспечением граждан продовольствием, особенно овощами, фруктами и ягодами. Советские люди тогда были вчерашними-позавчерашними крестьянами, руки помнят, а потому за дело взялись лихо. В 1970-1980-е дачники почти на 100% обеспечивали себя картофелем и луком. Также высаживали многие другие культуры, ходили в лес за грибами и ягодами. Неужели случится как в фильме – «возвращение воспоминаний»?..

Подпишитесь