Posted 27 июня 2019, 04:49
Published 27 июня 2019, 04:49
Modified 7 марта, 15:53
Updated 7 марта, 15:53
Евгений Колесников, Санкт-Петербург
Между тем, в самой России гражданам Суоми уже давно запрещено покупать землю на бывших финских территориях, которые отошли СССР после войны. И хотя проблема звучит с явными геополитическими нотками, в реальности все упирается в банальные дачи.
По данным Генерального консульства Финляндии в Санкт-Петербурге, россияне, преимущественно, петербуржцы, владеют примерно пятью тысячами дачных участков на территории Суоми. Важно, что теперь, после введения правила о согласовании покупки земли с местным Минобороны, будут пересматриваться и уже заключенные договоры купли-продажи.
Контролировать, ограничивать и запрещать
Как известно, между Петербургом и Финляндией существуют давние и тесные связи. После распада СССР богатые петербуржцы, тогда называемые «новыми русскими», стали покупать в Суоми недвижимость. Во-первых, деньги надо было куда-то вкладывать, во-вторых, финская природа и рыбалка одни из лучших в мире. В тучные нулевые за ними потянулся и российский средний класс, который к тому же использовал поездку в Финляндию как обкат Шенгена и продуктовый шопинг. Иметь в Финляндии дачу стало не только престижным, но и практичным.
Сами власти Финляндии с позитивом воспринимали экспансию россиян – они оставляли в стране немало денег. И вот сейчас, точнее, с 2020 года ситуация поменяется – в марте 2019 года парламент Финляндии утвердил закон, согласно которому государство может контролировать, ограничивать или запрещать владение недвижимостью иностранцами, не гражданами Евросоюза. Мотивация решения – национальная безопасность. В кулуарах финские чиновники даже не скрывают, что закон направлен, прежде всего, на россиян. Мол, крымские и донбасские события 2014 года, когда в независимую страну неожиданно вступили «вежливые люди», заставили их задуматься. Ведь Финляндия до 1917 года входила в состав Российской империи. А вдруг русские захотят повторить?
Несмотря на абсурдность такого предположения для нас, в самой Финляндии такие опасения действительно проскальзывают. Так, в 2016 году представители Полиции безопасности Финляндии заявляли, что купленная россиянами финская земля может быть использована Вооруженными силами Российской Федерации. Кроме того, сейчас Минобороны Суоми изучает уже купленные россиянами участки земли на предмет их близости к военным стратегическим объектам страны (гарнизоны, полигоны, стрельбища, радиолокационные станции и пр.). Один из лоббистов закона депутат парламента от Социал-демократической партии Суна Кямяляйнен поспешила заявить, что «некоторые уже заключенные сделки придется разорвать, поскольку были проданы объекты, расположенные в критически неверных точках».
Известный петербургский футбольный комментатор Геннадий Орлов, владеющий дачей и участком в Финляндии уже более десяти лет, комментирует нашему корреспонденту: «Не знаю, расположена ли моя дача в «критически неверной точке», пока власти Финляндии меня об этом не уведомляли. А вообще еще несколько лет назад и подумать нельзя было, что Финляндия примет подобный закон. Россияне чувствовали себя в этой стране как дома, в хорошем смысле. И оставляли там немало денег, что немаловажно. Сейчас, в кризис, денег оставлять стали меньше и, вот, пожалуйста. Все это экономика, которая, как известно, производная от политики».
Сергей Виноградов, риэлтор, в том числе занимающийся сделками с недвижимостью на территории Финляндии: - Последние годы спрос среди россиян на финские дачи значительно снизился, у соотечественников стало банально меньше средств. Более того, многие россияне выставляют свои недвижимость там на продажу – содержать становится не по карману. Таким образом, новый закон от парламента Финляндии не сильно повлияет на рынок – он и без того скукоживается.
Справка
В 2018 году россияне приобрели в Финляндии 118 участков на сумму 14,4 млн евро, следует из данных Национальной земельной службы Суоми. Для сравнения, в 2017-м таких сделок было 126 на сумму 14,1 млн евро. Пиковым годом по продаже земли гражданам РФ был 2011-й - тогда они заключили 573 сделки по покупке недвижимости.
«Параноидальный бред»
Отметим, что новый финский закон касается и иностранных юридических лиц. Осенью 2018 года разгорелся скандал вокруг российской компании Airiston Helmi, которая якобы отмывала в Финляндии грязные деньги в особо крупном размере через покупку земли в районе архипелага Турку и строительство на ней недвижимости. В ходе спецоперации, которую совместно проводили Криминальная полиция Финляндии, Полиция безопасности и Силы обороны, в офисе фирмы было изъято около трех миллионов евро наличными. Главное, что финские спецслужбы намекнули, что за российской фирмой могут стоять российские военные. Якобы они могут использовать построенную в Турку инфраструктуру (17 объектов) в своих коварных целях. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев тогда назвал эти предположения «параноидальным бредом». Тем не менее, как рассказали нашему корреспонденту финские журналисты, в Суоми эта история обрела большую известность, а финские депутаты всерьез восприняли действия Airiston Helmi как угрозу национальной безопасности. Безусловно, это поспособствовало принятию вышеописанного закона.
Анна Хейкилля, гражданка Финляндии, до 2015 года проживавшая в Петербурге: - Я вышла замуж за гражданина Финляндии и вот уже четыре года проживаю в Стране тысячи озер. По поводу закона о дачах россиян в Суоми могу сказать, что вопрос этот поднимался все последние годы. Многих финнов откровенно … бесят русские, которые отдыхают весьма разгульно, широко. Были общественные роптания на тему, что «русские захватили самые видовые береговые линии, портят экологию», на которой финны вообще помешаны. Да и не секрет, что жители Финляндии являются хоть и мягкими, но националистами, а русские для них еще и оккупанты, захватившие в ходе войн 20 века якобы исконно ингерманландские земли».
«Финский анклав со всеми вытекающими»
Сейчас финские политики, рассуждая о новом законе, кивают в сторону … России. Ведь в нашей стране еще с 2001 года гражданам Суоми запрещено покупать недвижимость и землю на территориях, которые отошли от Финляндии СССР после 1945 года. Конечно, в российском соответствующем законе также нет упоминая о гражданах именно Финляндии – землю запрещено покупать на приграничных территориях (всего 380 районов от Дальнего Востока до Калининградской области) всем иностранцам. Но так получается, что в районе Ленинградской области сохранилась масса недвижимости, у которой теоретически есть финские наследники. Так, корреспондент «НИ» несколько лет назад сопровождал гражданина Финляндии Якку Ивонена, сына Ярви Ивонена, который владел до войны квартирой в «шведском» доме в самом центре Выборга (город принадлежал Финляндии с 1918 по 1944 гг.). Якка узнал, что квартира продается и пожелал ее купить в память об отце. Однако ему отказали. Он подал иск в российский суд, но отказали и там. Тогда сотрудники ФСБ по Ленинградской области неформально поясняли: «Если финнам разрешить скупать жилье в приграничных территориях, может возникнуть финский анклав со всеми вытекающими последствиями. Это угроза нацбезопасности России».
Как видим, нацбезопасностью теперь озаботилась Финляндия. В ее Минобороны заявили, что возможен пересмотр (отмена) примерно 500-800 уже заключенных с россиянами сделок. Если так пойдет и дальше, рыбалка и шашлыки, столь любимые петербуржцами и россиянами в целом, в Суоми уже не прокатят. Придется в рамках рекреационного импортозамещения как встарь – на недельку до второго ехать в Комарово.
Кстати
Дачу в Финляндии, которая входила в состав Российской империи на правах широкой автономии (1809 – 1917 гг.), имел еще царь Александр III, конкретно в районе Котки. Царь обожал рыбалку и местную природу. Историки подсчитали, что он был Финляндии 31 раз и провел на даче в общей сложности 260 дней. Она сохранилась до наших дней, и имеет памятную табличку.