Виктор Сергеев
По сюжету фильма непутевого юношу Гришу его отец-олигарх отправляет в деревню на перевоспитание. В поселении полностью воссоздается атмосфера девятнадцатого века для того, чтобы убедить парня, что он попал в прошлое – в крепостную Россию. Здесь представитель "золотой молодежи" становится конюхом -холопом.
Ничего оригинального в сюжете нет. Это - перепев многочисленных голливудских фильмов, где герои теряли память. Одна из лучших комедий по этой теме - "За бортом" (1987 г).
Там памяти лишилась стервозная штучка – миллионерша Джоанна Стэйтон, когда, пребывая на своей яхте, пьяная в стельку пыталась дотянуться до закатившегося обручального кольца. Одно неосторожное движение – и гневная стерва оказалась за бортом. Волны вынесли ее на берег. Нахлебавшись воды и забыв, при этом, кто она и что она, Джоана очутилась в больнице, откуда ее забрал не пройдоха-муж толстосум, а плотник Дин Проффит, которому она намедни нагрубила, и плотницкие инструменты которого выкинула в море. В конце концов Джоанна и Дин, наплевав на миллиардное наследство от разгневанного отца, выбирают жизнь по принципу "с милым и в шалаше рай".
Ровно такой же финал оказался и у фильма "За бортом-2", снятого несколько лет назад. Разница лишь в том, что память в нем теряет не самодурка-миллиардерша, а герой мужского пола, подобранный бедной матерью-одиночкой с кучей детей-голодранцев.
В обоих случаях носители амнезии после обретения памяти напрочь разрывают со своей социальной средой. Ведь Голливуд давно не жалует и не любит богатеев, а нуворишей, разбогатевших на Уолл-Стрит, так и вовсе ненавидит всей своей пролетарской душой и сердцем. Успех и признание "Джокера" в 2019 году - одно из самых ярких свидетельств этой идеологической позиции.
Ну а что же "Холоп"? Повторяет забугорный тезис о том, что проще верблюду пролезть в игольное ушко, чем богачу - в рай?
А вот и нет!
В нашей киношке есть хороший олигарх, который по сценарию становится еще лучше в концовке фильма. Это - папаша оболтуса, что шатается по ночным клубам, калечит полицейского и унижает честных российских девушек грязными предложениями.
Родитель не смиряется со столь плачевным положением дел и ищет пути для улучшения чада. И - о чудо! - отпрыск оказывается вовсе не стопроцентным негодяем, циником и торчком, лишенным каких-либо нормальных человеческих чувств и общественных устоев. Стоило барчуку 21 века потусоваться в холопской тусовке 19 века - и в нем проснулось желанное гуманитарное начало. Остолоп влюбился в крестьянку Лизу!
Вау!
Вернувшись в привычную среду обитания, наш герой уже не снимает девушек в барах и ночных клубах. Он грустит. Он ищет Единственную. Ту самую. Из "сна" о крепостном праве...
И вот поход в дорогую конюшню венчается обретением Лизы - уже не крестьянки с барского двора, а нынешней москвички на коне.
В финале бывшего остолопа ждет двойная свадьба - его самого и довольного папаши. При этом нищебродка Лиза входит в семью российского миллиардера.
Задача зрителей - позавидовать Лизоньке, прыгнувшей из российской грязи в общество новых князей.
Вот вам, ребята, тот самый социальный лифт, о котором вы так радеете. Вот вам модель социального мира, о котором гостелеведение печется денно и нощно во всех жанрах, фильмах и передачах.
И вы чего, на самом деле мечтали о каком-то "возмездии" вороватым олигархам? Да полноте! Они же такие хорошие, трудолюбивые, честные... И вообще им так тяжело воспитывать детей, получающих от жизни все и сразу, включая полную защиту от ментов, судов и прокуроров.
Да и надо ли вообще заострять внимание на этом самом "неравенстве", спрашивать об источниках доходов, способах их заработка? Правильно: ни в коем случае!
Потому что у нас в России есть великий уравнитель всех со всеми. И это - Любовь!
Прекрасная, чистая, вечная Любовь...
Та самая, что паршивцам-пиндосам и не снилась.
Осталось напоследок спросить: сами-то создатели "Холопа" верят в эту чушь? Или по-холопски отработали заказ гостелеканала?
Кстати, не наше ли гостелевидение доказывало, что брошенный в сторону полицейского пластиковый стаканчик - весомая причина для того, чтобы посадить студента лет на шесть, а то и восемь? Но если мажор изувечит офицера полиции, сбросив того с капота авто, то это лишь повод для комедийной насмешки. Ну остался гаишник со сломанными ребрами и тазобедренными костями, то есть "без задницы" - и чё?
Ха-ха...