Издание «НовостиВолгограда.ру» опубликовало цикл материалов, посвящённых работе двух концессионеров – ООО «Концессии водоснабжения» и ООО «Концессии теплоснабжения». Из этих публикаций становится понятно, что к схеме государственно-частного партнёрства есть много острых и неудобных вопросов.
«Концессии водоснабжения» пришли в Волгоград в 2015 году, рассказывает издание. С помощью частных инвестиций городские власти надеялись модернизировать инфраструктуру водоканала, износ которой приближался к 80%. С компанией заключили соглашение на 30 лет. В следующем году аналогичный договор подписали с «Концессиями теплоснабжения», которые финансируются из тех же источников. Эта компания получила в своё распоряжение все волгоградские теплосети. В 2018 году «Концессии водоснабжения» и «Концессии теплоснабжения» объединились под общим руководством.
Власти обещали, что с приходом концессионеров коммунальные тарифы не будут резко повышаться, и поначалу так и было. Но уже в 2016 году волгоградские депутаты от имени своих избирателей обратились к губернатору и попросили повысить тарифы на 9,8% (выше предельного индекса в 4,2%, который был установлен правительством). Это решение принималось в интересах концессионных компаний, что признают и эксперты, и сами власти Волгограда.
Концессионеры и чиновники утверждают, что тарифы ЖКХ в Волгограде до сих пор одни из самых низких в ЮФО. Но экономическая ситуация в городе сложная, население с каждым годом беднеет, и в итоге получается, что волгоградцы платят за коммунальные услуги как минимум такую же часть своих доходов, как и их соседи. По расчётам «НовостиВолгограда.ру», основанным на данных регионального тарифного комитета, после прихода концессионеров стоимость отопления в Волгограде повысилась на 16,9%, а холодного водоснабжения – на 43%. Такая ситуация вызывает резкую критику со стороны местных общественников. Депутат городской Думы Волгограда Дмитрий Крылов говорит, что концессии осваивают деньги, полученные от населения, далеко не должным образом, и вместо реальной модернизации проводят только аварийный ремонт.
К концу 2019 года «Концессии водоснабжения» инвестировали в развитие коммунальной инфраструктуры Волгограда 6,4 млрд рублей из обещанных 58 млрд, а «Концессии теплоснабжения» – 4 млрд рублей из обещанных 29,6 млрд до 2044 года. И при таких огромных вложениях обе компании пока что успели обновить всего 200 км труб из более чем 5,3 тыс. км коммуникаций. То есть около 4%. В 2019 году тепловой концессионер обновил только 2,7% от общей протяжённости сетей.
«Учитывая нужные объёмы реконструкции, это крохи. Я не могу сказать, что это серьёзный объём работ. Какого-то заметного прорыва не случилось, по крайней мере пока», – говорит активист штаба ОНФ в Волгоградской области Эдгар Петросян.
Качество коммунальных услуг в Волгограде после прихода концессионеров так и не изменилось к лучшему. Количество аварий на теплосетях осталось крайне высоким. В 2019 году волгоградцы массово жаловались на срыв отопительного сезона, из-за порывов труб без тепла оставались целые микрорайоны. Коммунальные траншеи, которые остаются после ремонта коммуникаций, закапывают по несколько месяцев. «Концессиям теплоснабжения» и «Концессиям водоснабжения», несмотря на наличие солидных денежных ресурсов и тысяч штатных работников, постоянно не хватает то людей, то материалов для устранения аварий. Яркий пример: в ноябре 2019 года концессионеры почти месяц не могли устранить течь на сетях водоснабжения, из-за которой в одном из дворов возникла огромная яма с водой, а в соседней девятиэтажке затопило подвал и был обесточен лифт.
В соцсетях жители города призывают мэрию расторгнуть соглашения с концессионерами. Многих волгоградцев не устраивает, что коммунальные операторы активно работают только в центре города, а до окраин модернизация не добирается. Местные политологи и общественники считают, что компании не заинтересованы в реальном улучшении качества услуг и работают лишь ради получения прибыли, которую перенаправляют своим московским хозяевам. «Система платежей и распределения средств у концессий достаточно непрозрачная. У концессионных операторов с властями подписан договор, но почему-то никто из депутатов за все эти годы не удосужился задать вопрос, насколько концессии ему следуют и куда утекают финансовые ресурсы. В этом плане действительно есть большая проблема», – говорит волгоградский политолог Александр Сайгин.
Формально и «Концессии водоснабжения», и «Концессии теплоснабжения» зарегистрированы в Волгограде, но корни у них московские. Обе фирмы принадлежат ООО «ОКК» («Объединённые коммунальные концессии»), которое, в свою очередь, принадлежит АО «ИК Лидер». Финансовые показатели у компаний весьма приличные: их суммарная выручка за 2018 год – 9,8 млрд рублей, общая стоимость активов – 2,2 млрд рублей, общее количество штатных сотрудников – почти 4,5 тысячи. У «Концессий теплоснабжения» к тому же есть дочерняя компания «ИВЦ ЖКХ и ТЭК», которая раньше принадлежала мэрии Волгограда, а «Концессии водоснабжения» владеют 10% коммунального оператора, который реализует аналогичный проект по модернизации водоканала в Саратове.
Действующий директор ООО «Концессии водоснабжения» и ООО «Концессии теплоснабжения» Алексей Карцев не добился никаких значительных успехов в бизнесе и, по мнению журналистов, является чисто технической фигурой. «НовостиВолгограда.ру» пишут, что все концессионеры действуют в интересах общего конечного бенефициара – финансиста Павла Прасса, гендиректора ГК ОАО «Специализированный депозитарий Инфинитум». Павел Прасс имеет бизнес-интересы не только в Волгограде, но и в Санкт-Петербурге, Краснодарском крае, Нижегородской, Новосибирской, Саратовской и Самарской областях. Почти все проекты, за которыми стоит этот бизнесмен, связаны с государственно-частным партнёрством. Например, в Санкт-Петербурге подконтрольные ему структуры сейчас реализуют проект по созданию частного трамвая. Поэтому общественники считают, что с большой вероятностью волгоградский скоростной трамвай скоро отдадут в концессию организации, связанной с АО «ИК Лидер». Такую возможность начали обсуждать ещё в начале 2019 года.
«НовостиВолгограда.ру» также выяснили, что «Концессии теплоснабжения» и «Концессии водоснабжения» через своего общего владельца ООО «ОКК» связаны с региональным оператором по обращению с коммунальными отходами – ООО «Управление отходами – Волгоград». Таким образом, в городе с населением в миллион человек водоканал, теплосети и вывоз мусора контролируются компаниями, у которых в конечном счёте один и тот же бенефициар.
При этом у волгоградских управляющих компаний и простых горожан сохраняются огромные долги перед концессионерами, которые растут с каждым годом. По данным издания, управляющие организации Волгограда задолжали «Концессиям водоснабжения» в общей сложности 573 млн рублей, а «Концессиям теплоснабжения» – почти 1,3 млрд рублей. Плюс долги волгоградцев, перешедших на прямой расчёт с коммунальщиками –ещё 434,4 млн рублей. С должниками концессионеры не церемонятся: на неплательщиков-физлиц давят психологически, с применением приёмов из арсенала коллекторов, а управляющие компании либо доводят до разорения, либо заключают с ними соглашения о выплате долгов в рассрочку. Некоторые волгоградские УК уже платят коммунальным операторам ежемесячную «дань» в виде определённой части долга.
Политологи и общественные активисты говорят, что сейчас «Концессии водоснабжения» и «Концессии теплоснабжения» стали влиятельнее, чем мэрия Волгограда. Частные компании успешно прибрали к рукам главные системы жизнеобеспечения в городе, а возмущение простых жителей, которые недовольны качеством услуг ЖКХ и ростом тарифов, перенацелили на администрацию. Противники концессионной схемы надеются, что рано или поздно у концессионеров отберут муниципальное имущество через суд, но пока никаких предпосылок к этому нет. Все сценарии дальнейшего развития ситуации – довольно мрачные.
«Возможно, через пару лет мэрия полностью откажется от своих функций в пользу региональных властей и частных инвесторов, и её можно будет просто разогнать за ненадобностью. Но мировой опыт показывает, что концессионирование сферы ЖКХ — не самый лучший выход. Всё-таки системы жизнеобеспечения должны находиться в управлении города, муниципалитета. Ведь рано или поздно концессионер может обанкротиться, и тогда начнутся серьёзные проблемы», — заключает волгоградский активист ОНФ Эдгар Петросян.