Олег Горюнов, "Новые Известия"
Расследование причин такой скромности бизнесменов началось совершенно случайно: у автора этой статьи, севшего, точнее вставшего в маршрутку № 374, не сработала карта "Тройка" - валидатор упорно показывал красный крестик при повторных попытках оплатить проезд. Водитель молчал, зная, как потом выяснилось, что карта "Тройка" в его машине не работает, и пришлось купить одноразовый проездной за 55 рублей.
В метро карта сработала, показав существенный баланс - около 600 рублей. В голове крутилась мысль: что же произошло в маршрутке?
На обратной дороге карта "Тройка" в маршрутке № 374 снова не сработала. Повторное прикладывание снова не помогло. И тут водитель с раздражением сказал: "Да, сядьте вы, наконец! Не принимает "Тройку" валидатор". Всех остальных пассажиров водитель успокаивал примерно таким же образом, НО... одноразовых карт никому не продавал. "Хороший мужик!" - подумал корреспондент "НИ" и забыл про эту историю.
Спустя две недели наступил День сурка - история в маршрутке № 374 повторилась.
"У Вас валидатор не работает" - обратился журналист к водителю. "Работает!", - заявил Манукян Армен Оганесович.
Разобраться в ситуации помогли пассажиры, которые рассказали о том, что валидатор не принимает только карту "Тройка".
Как же так? Две недели перевозчик катает тысячи людей бесплатно, и не чинит неисправные валидаторы?
В это просто трудно поверить - совершенно не коммерческий подход к делу!
Еще спустя две недели автор этой статьи решил провести эксперимент: проехать на маршрутке, а потом проверить баланс карты "Тройка" в метро "Рассказовка" - может красный крестик на валидаторе появляется, а деньги все-таки снимаются? Проверил - нет, не снимаются.
Все стало совсем не понятно, и самое главное, выражаясь языком подростков: "В чем прикол?"
Целый месяц транспортная компания перевозит людей бесплатно? Тысячи людей, десятки тысяч.
Звонок в "Мосгортранс" внес еще больше неразберихи - "Все валидаторы будут менять!"
Когда будут менять и зачем? Исправить карту "Тройка" ведь значительно дешевле. Или кому-то очень хочется перед Новым 2020 годом потратить как можно больше денег?
На сайте Госзакупки обнаружить информацию о закупке "Мосгортрансом" валидаторов нам не удалось, бросились в глаза только сведения о закупке для этой компании электробусов на астрономическую сумму - 5 миллиардов 692 миллиона 395 тысяч и так далее...
Позже выяснилось, что маршрутка № 374, покрашенная в цвет "Мосгортранса", и имеющая символику столичного городского транспорта, к "Мосгортрансу" никакого отношения не имеет.
Оказывается, маршрутка № 374 принадлежит частной компании "Гепарт". Это выяснилось во время телефонного разговора с пресс-службой Департамента транспорта Москвы, но ни там, ни в информационном центре этого ведомства выяснить, когда починят валидаторы не удалось, хоть у "Гепарта" есть договор с Департаментом транспорта Москвы.
Совершенно неожиданно руководитель транспортной компании "Гепарт" Султанов Мурад Алибутаевич ответил на телефонный звонок автора этой статьи.
"У меня на всех маршрутах "Тройка" не работает, а на 374-ом маршруте в день проезжает 17 тысяч человек", - заявил господин Султанов.
На сайте этой компании легко можно подсчитать количество маршрутов - их 20.
То есть только за один день примерно 300 тысяч пассажиров катаются по Москве бесплатно.
Пусть не каждый из них ездит бесплатно - другие карты все-таки валидатор "принимает", но получается, что в день Мурад Султанов теряет примерно 6 миллионов рублей!
А за месяц бесплатных проездов частная компания "Гепарт", похоже, потеряла около 150 миллионов рублей.
Эти подсчеты, конечно, приблизительные, но ... все же!
Из разговора с Мурадом Султановым:
- Этот сбой произошёл после запуска МЦД, помните, тогда еще Ликсутов давал пояснения? Вот с тех пор мы катаем людей бесплатно, чиним валидаторы своими силами, покупаем новые и будем еще покупать. Часть валидаторов, которые мы раньше закупили, не поддаются перенастройке.
- А Вы в суд на тех, кто стал виной ваших проблем не собираетесь подавать?
- Нет.
Странно - в любом цивилизованном государстве бизнесмен не стал бы так безропотно терпеть убытки, которые вызваны конкретным событием - в нашем случае - запуском МЦД, который осуществляли столичные власти, мэр Собянин перед камерами сообщал об этом радостном событии, потом вице-мэр Ликсутов отчитывался о сбое в работе "Тройки" на этом транспортном кольце...
Но Мурад Султанов, оказывается, не один такой терпеливый, - вот что он заявил по телефону:
"Все частные транспортные компании столкнулись с этой проблемой".
Сколько таких компаний работает в Москве?
На сайте компании "Гепарт" есть такая вот информация: "СОБЯНИН ВРУЧИЛ СЕРТИФИКАТЫ СООТВЕТСТВИЯ ВЛАДЕЛЬЦАМ МАРШРУТОК, ГДЕ БУДУТ ДЕЙСТВОВАТЬ ВСЕ ЛЬГОТЫ".
Сертификаты получили 8 компаний-перевозчиков, и в их числе "Гепарт".
Церемония вручения происходила 24 декабря.
Почему сертификаты вручал Собянин, а не тот же Ликсутов, который заведует транспортом в Москве?
Возможно, ответом на этот вопрос может служить простое арифметическое действие - умножение приблизительных убытков за истекший месяц компании "Гепарт" на цифру 8 - получается 1 миллиард рублей "с хвостиком".
Ничего себе, как высоко в Москве оценивается умение терпеть убытки!
На следующий день после телефонного разговора с господином Султановым, автор этой статьи принял предложение владельца "Гепарта" встретиться и переговорить. Корреспондент "НИ" прямо спросил Мурада Алибутаевича об ответственности Сергея Собянина и Максима Ликсутова за убытки транспортной компании, но Султанов, почему-то, решил, что ему предлагают 200 тысяч рублей за интервью - вот что он потом написал:
Автор этой статьи отправил на электронную почту Мурада Султанова вопросы, вот они:
1. Почему, терпя убытки, не подаёте в суд на департамент транспорта?
2. Каков общий размер упущенной выгоды за 4 недели?
3. Сколько машин вы арендуете у Мосгортранса?
4. Условия этого договора - стоимость аренды одной машины в месяц?
5. Сколько вы имеете с одной поездки одного человека? 55 рублей или меньше?
6. Собянин вам дал сертификат соответствия, считаете ли вы, что вы его заслужили, если не можете справиться с проблемой карты "Тройка", если ваши водители берут с пассажиров деньги тогда, когда не работает валидатор?
Ответ на эти вопросы пришел вот такой: