На эти вопросы в видеоблоге медиахолдинга 1MediaInvest ответил директор по продукту проекта World of Tanks, автор первой многопользовательской онлайн-аркады про танки Вячеслав Макаров.
Как танк раздавил эльфа
Сегодня, наверное, практически нет ни одного российского мужчины в возрасте от 20 до 50 лет, кто хотя бы раз не слышал про игру World of Tanks. В этой многопользовательской онлайн-аркаде миллионы человек расстреливают, таранят и бомбардируют друг друга, зарабатывают игровую валюту — серебро, тратят реальные деньги на покупки премиум-танков и снарядов.
А началось всё 10 лет назад с… многопользовательской игры про эльфов. Именно такая идея первоначально была у компании Wargaming (WG): создать MMORPG-игру на фэнтезийную тематику. Но тогда аналогичные продукты уже были на десятках платформ, конкуренция в сегменте - огромная. Требовалось же создать игру, которой ни у кого нет.
Несмотря на то, что на платформе WG сейчас несколько онлайн-игр, World of Tanks остаётся главным драйвером компании. В танки играют гораздо больше людей, чем в два других, тоже весьма популярных проекта — World of Warships и World of Planes. Игра про корабли имеет свою специфическую аудиторию и в целом тоже нашла свою нишу. А вот что касается игры в самолёты, то на этом рынке первыми вошли и прочно обосновались конкуренты с их War Thunder. А первые впечатления второй раз создать уже нельзя.
«Vickers не торопился пускать нас в свои архивы»
Одна из «фишек» игры — исторические танки и бронемашины. Здесь нет абсолютно выдуманных юнитов: вся техника в игре или реально существовала, или как минимум проектировалась для воплощения в металле.
Между тем воссоздать исторический образ танков в игре было делом крайне сложным и дорогостоящим. Расходы исторической группы были самыми высокими. С кораблями попроще, так как в основном их строительством занимались государственные структуры. Разработчики ездили в США, там довольно много эсминцев и линкоров, превращённых в музеи.
Танки же конструировали зачастую частные компании. Самыми сложными были поиски информации по британским бронемашинам и — предсказуемо - китайским. Та же корпорация Vickers, хорошо знакомая игрокам по их серии британских танков, отнюдь не торопилась пускать в свои архивы. А то, что удалось раздобыть данные по машинам из КНР, то это просто результат везения. И счастливого совпадения, что в руководстве китайской армии тоже есть люди, которые играют в танки.
«Наш конкурент — бутылка водки и тёплый летний вечер»
В Танки регулярно играют порядка 10 миллионов человек. И компания WarGaming — одна из крупнейших в мире по популярности и доходам от онлайн игровой индустрии.
Главная выручка идёт от продажи премиум-аккаунтов: заплатив реальные деньги, игрок получает преимущества в «прокачке» опыта и заработков игрового серебра.
Продаёт WG и преимум-машины — уникальные танки и самоходные артиллерийские установки, которые невозможно развить (собрать) в игре.
Впрочем, играть можно и совершенно бесплатно, как говорят геймеры, «без доната». Просто в этом случае замедляется развитие игрока, и для получения нового, более совершенного танка, придётся горазо больше времени проводить в игре и затрачивать усилий на «прокачку».
Если говорить о выручке, то она отличается по разным городам иногда на порядок. И речь даже не о Москве и провинции.
Хорошие показатели выручки показывают северные «нефтяные» города, где долгой зимой большой спрос на домашние развлечения, так как на улице не особо погуляешь. При этом конкуренция в виде интертэймента: кино, торгово-развлекательные центры — минимальна.
Любопытно, что в Японии, например, где климат мягкий, а возможностей для внешних развлечений гораздо больше, чем, скажем, в Восточной Сибири, тоже хорошие показатели. Это связано с традицией, культурой приоритета именно домашнего досуга.
«Пик развития проекта давно пройден»
Абсолютного максимума проект достиг к 2015 году, когда одновременно онлайн на серверах нахолилось более миллиона игроков. Теперь пик развития пройден.
По словам Вячеслава Макарова, сейчас можно сказать, что новых танков больше нет. Они кончились именно в плане историческом: почти все архивы переработаны. Вводить же совершенно фантастическую технику разработчики не будут — таков один из краеугольных камней игры. Теперь компания будет двигаться в сторону развития новых игровых режимов, а вот новых машин вводить в игру гораздо меньше.
Кроме того, WG пробует новые проекты: онлайн-шутер «Калибр», плюс приобретены права на игру Master of Orion.
«Киберспорт не работает. Работает YouTube»
С начала года Wargaming отказалась от формата киберспортивных турниров. Просто потому, что это не работает. Изначально Танки — это командная игра 15 на 15 игроков, но в формате киберспорта создать и содержать такие команды - это очень сложно и дорого. Траты составляли миллионы долларов на организацию кибертурниров, но эти деньги не отбивались.
К тому же появился гигантский конкурент - YouTube-блогеры, стримеры, свичеры… Их смотрят множетсво людей, но стоимость одного ютубера неизмеримо меньше, чем цена организации киберспортивного чемпионата.
«Никаких прогнозов на будущее онлайн-игр. Они всё равно не оправдаются.»
Главным вопросом и для геймеров, и для разработчиков остаётся будущее игровой онлайн-индустрии. Но на самом деле прогнозирвать тут что-то практически невозможно — трансформации происходят стремительно.
Совсем недавно взорвался рынок на играх в социальных сетях. Всевозможные «фермы», «бродилки», «искалки» и им подобные. Пять-семь лет назад в них играли сотни миллионов и все реально думали, что за такими играми — будущее.
А потом рынок фактически умер. Появлись новые каналы доставки — появилась индустрия. И так же стремительно исчезла.
Сейчас говорят о VR-технологии, о возвращении автоматов виртуальной реальности в торговые центры. Надел шлем, взял в руки манипулятор — и оказался в рубке космического корабля, в кабине болида или даже просто на «сумасшедшей кухне». VR набирает популярность, но что будет потом? Да, возможно это тренд. А может, и нет. Ведь вспомним, какой была многообещающая история «Покемон Го», да и вообще игр с дополненной реальностью. Однако эта тематика тоже практически полностью исчезла, и причём очень быстро.
Перестанут ли люди играть в танки? Вопрос риторический. Всё имеет начало, и всё имеет конец.
Что же касается World of Tanks, то проекту скоро исполнится 10 лет. И есть надежда «протянуть» ещё десяточку.