- Любые законы устаревают. Так и здесь – сегодня без улучшения нормативной базы далеко уже не продвинешься. По настоятельному и долгому требованию деловых кругов разработан пакет законопроектов о защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в России. Первое его чтение в Госдуме прошло 10 декабря. Второе чтение будет, естественно, уже в 2020-м. Надеемся, работа не будет отложена в долгий ящик.
- Бизнес доволен?
- Пакет законопроектов однозначно полнее отвечает ожиданиям инвесторов. Палата приветствует новеллы, направленные на установление разнообразных видов мер государственной (муниципальной) поддержки для инвесторов и возможность рассмотрения споров между публично-правовыми образованиями, теми же муниципалитетами, например, и инвесторами в рамках третейского арбитража. Предусмотрены меры, которые позволят инвесторам в рамках реализации инвестпроектов чувствовать себя более защищенными от административных процедур и барьеров, избегать новых дополнительных требований, обязанностей, ограничений и запретов, которые могут появиться.
Мы также считаем ключевым моментом введение обязательной оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов в сфере инвестиционной деятельности.
- То есть в этой сфере Торгово-промышленная палата (ТПП) РФ уже в обязательном порядке будет заранее оценивать, как то или иное положение предлагаемой законодательной новеллы отразится на бизнесе и в случае явного негативного воздействия добиваться от власти другого решения, верно?
- Да, именно так, и это очень важно для бизнеса. Замечу, что еще на нулевом чтении часть замечаний ТПП была учтена. Например, мы добились установления принципа презумпции добросовестности инвестора. Теперь все сомнения и неясности законодательства по любым отраслям права будет всегда толковаться в пользу инвестора. И так далее.
- Что же, выходит, идеальный проект получается?
- Думается, идеальных законопроектов и законов вообще в природе не бывает, любой из них всегда результат определенного компромисса. Что же касается нынешнего пакета законопроектов, то он, по мнению бизнеса, все еще нуждается в доработке, и ко второму чтению мы подготовили ряд поправок.
- Чего еще не хватает, по вашему мнению?
- Надо обратить внимание, как минимум, еще несколько моментов. Так, предусматривается, что появляющиеся нормативные правовые акты, которые затрудняют инвестиционную деятельность в рамках общего инвестиционного режима, обратной силы не будут иметь, то есть не станут применяться к уже реализуемым проектам. Это правильно. Мы считаем необходимым закрепить этот принцип применительно и к проектному инвестиционному режиму. Напомню, что проектный инвестиционный режим – это специальный режим для организаций, реализующих инвестиционные проекты на основании заключаемых соглашений о защите и поощрении капиталовложений.
Во-вторых, законопроект устанавливает, что нормативные правовые акты, отягчающие условия ведения инвестиционной деятельности по общему инвестиционному режиму, вступают в силу не ранее, чем через три года со дня их официального опубликования. Но реализация инвестиционного проекта имеет долгосрочный характер! Три года – это очень мало для поддержания положительного эффекта в сфере инвестиционного климата. Целесообразно увеличить срок.
В-третьих, устанавливается, что проектный инвестиционный режим вводится, если инвестор вкладывает в новый инвестпроект в здравоохранении, образовании, культуре, физкультуре и спорте не менее 250 млн рублей собственных средств; в цифровой экономике, сельском хозяйстве обрабатывающем производстве – минимум 1,5 млрд рублей. В остальных сферах экономики - не менее 5 млрд. Очень серьезные цифры для большинства предпринимателей.
-То есть порог надо уменьшать?
- Именно. У нас нестабильная экономическая ситуация, и инвесторов, имеющих такие свободные средства, пока в целом немного. Что уж говорить о малом и среднем предпринимательстве! У них точно нет таких денег, что фактически отсекает их от возможности использовать проектный инвестиционный режим. А в регионах это способно привести и к замедлению развития территорий – этих основных мест формирования благоприятной инвестиционной среды для создания и расширения бизнеса. Нет-нет, снижать пороговые значения нужно.
- Ну, а вдруг случится чудо, наша экономика рванет вперед семимильными шагами?
- Порог всегда можно поднять, сообразуясь с реалиями.
– Что еще вы считаете необходимым учесть?
- Предполагается, что размер ответственности публично-правового образования, скажем, муниципалитета или региона, перед инвестором будет ограничен размером реальных убытков. Но что такое убытки как таковые по действующему законодательству? Это не только реальные расходы, но и те доходы, которые лицо получило бы, если бы его право не было нарушено.
Иными словами, на практике может быть так, что инвестору, конечно, возместят понесенные реальные расходы, но он лишится возможной прибыли (упущенной выгоды), на которую рассчитывал, начиная проект. Это не совсем правильно.
Полагаю, если реализация инвестиционного проекта срывается по вине публично-правового образования, то его ответственность должна учитывать и упущенную выгоду инвестора. Представьте себе: один инвестор практически доведет проект до завершения, потом с помощью административного ресурса проект свернут, деньги вернут, а проект передадут другому, "своему" инвестору. Тут вполне может быть и коррупционная составляющая. Совсем другое дело, если надо будет возмещать еще и упущенную выгоду.
Таковы замечания бизнеса.