Илья Гращенков, политолог, генеральный директор Центра развития региональной политики (ЦРРП) прокомментировал по просьбе «Новых Известий» очередное заявление белорусского лидера:
— Не секрет, что в последние два года Россия пыталась "сблизиться" с Белоруссией настолько, чтобы Союзное Государство перестало быть рудиментом на бумаге и превратилось в действительно единую страну, с новой валютой, новым названием и даже новым президентом. Собственно, именно с этим и связывали одну из возможных форм транзита власти от Путина к самому Путину, и если бы он возглавил это новое государство (в качестве президента или главы надстройки, вроде Госсовета), то не было бы никаких формальных причин обвинить его в удержании своих позиций, новое гособразование - новая структура.
Однако президент Белоруссии Александр Лукашенко явно не хочет сдавать свои позиции автономного лидера. Во-первых, он умело лавирует между Западом и Востоком и тем самым умудряется приносить пользу не только себе, но и всей Белоруссии, которая умудряется извлекать денежный профит из всех российских проблем с Западом. Во-вторых, Лукашенко не хочет окончательно рассорится с Западом и тем самым стать заложником политики Путина. Именно поэтому он и идет на обострение конфликта, предлагая публичный референдум, понимая, что сегодня в Белоруссии никто не поддержит объединение.
Белоруссия - это не Крым, не Донбасс, скорее наоборот, здесь к "изоляционному" пути России относятся скептически. Белорусы работают в Польше, Германии, многие из них - католики, поэтому Лукашенко понимает, что протащить объединение без его поддержки - просто нереально, а с ним - можно попробовать, но вряд ли он пойдет на этот риск. Поэтому тема объединения, скорее всего, так и останется подвисшей и продолжит раздражать российское руководство, как когда-то раздражали метания Януковича от РФ к ЕС.