Причина низкой эффективности, по мнению экспертов, стала ориентация на конкуренцию, тогда как на деле никакой конкуренции нет, сообщает «Коммерсантъ».
Приоритет низкой цены закупок подталкивает добросовестных заказчиков к нарушениям ради качества поставок. Теперь же предлагается отказаться от унификации контрактных процедур в госзаказе и корпоративных закупках в пользу специализированного регулирования. В неконкурентных сегментах вместо существующей сегодня симуляции конкуренции нужно добиться от единственных поставщиков только обеспечения качества поставок, считают эксперты.
В совместном исследовании ЦПУР и Антикоррупционного центра ВШЭ «Система государственных закупок в России: конкуренция против качества?» говорится о том, что госзакупки устроены так, как будто «на большинстве рынков существует конкуренция сильных и качественных поставщиков». Но в реальности сегодня госзакупки характеризуются доминированием всего лишь малого числа крупных игроков, на которых приходится большая часть всех дорогих контрактов. То есть, 5% поставщиков получает 83% всех средств.
Конкуренции препятствуют низкие спрос и предложения, а также консерватизм заказчиков в работе с уже проверенными поставщиками. Помимо этого, конкуренции мешают коррупционные закупки и картельные сговоры самих поставщиков. Новые игроки не появляются в связи со сложными процедурами возможностью организации преследования, вплоть до уголовного. Одновременно с этим, упор регуляторов на «конкурентность» закупок подталкивает добросовестных заказчиков осуществлять «недолжные закупки». Идеальный сценарий недорогой и при этом качественной поставки с конкурентного рынка и без коррупционной составляющей, по мнению авторов работы, становится «крайне неустойчивым и труднодостижимым, особенно если сфер закупок много».
Авторы уверены, что инициатива Минфина, ФАС и Казначейства о будущей унификации законов о госзакупках скажется на состоянии коррупции в этой сфере отрицательно. Чтобы решить уже имеющиеся проблемы с коррупцией и общей неэффективностью закупок, считают эксперты, необходимо развить разработку специализированного регулирования рынков в виде пилотных проектов. А успешные модели позже внедрять в ФЗ-44 как особый режим регулирования или оформлять в виде отдельных отраслевых законов.
Авторы исследования предлагают ввести для заведомо неконкурентных рынков отдельное регулирование, чтобы избавить поставщиков-монополистов от имитации конкурентных процедур. На смену этой симуляции предлагается ввести реестр добросовестных поставщиков с подтверждением квалификации, а также внедрить внешнюю приёмку результатов и упростить процесс обжалования некачественных поставок.
Упрощением закупочного законодательства уже занимаются в Минфине. Отметим, что в ведомстве не видят проблемы избыточного сосредоточения конкуренции в ущерб качеству. Министерство призывает «точнее описывать предмет закупки», а также обжаловать «недолжное» поведение заказчиков и поставщиков в ФАС и судебных инстанциях.