Posted 24 октября 2019, 14:06
Published 24 октября 2019, 14:06
Modified 7 марта, 15:46
Updated 7 марта, 15:46
Иван Петровский
Так, например, на сайте Департамента по государственному заказу Томской области размещена инструкция по выбору электронной торговой площадки. Подобные инструкции размещены на сайтах всех департаментов по государственному заказу, но в Томской области и в названии инструкции, и непосредственно в ее методической части описаны действия по выбору конкретной площадки, а именно – РТС-Тендер.
О возможности выбора другой ЭТП и описания действий по интеграции с ней на сайте Департамента по госзаказу Томской области нет. Аналогично обстоит дело и в Алтайском крае: там также выложены инструкции по аккредитации и настройке интеграции именно с РТС-Тендер.
У экспертов рынка закупок возник вопрос в законности подобного подхода. Так, по мнению Екатерины Стригиной, юриста одного из адвокатских бюро, связанного с закупками, размещение на официальных сайтах органов исполнительной власти субъектов подобной информации может быть рассмотрено как директивное указание госзаказчикам размещать закупки на электронной площадке конкретного оператора.
Между тем, положения ст. 15 Закона о конкуренции запрещают федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления и иным, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, принимать акты или осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
«Размещение всей совокупности закупок на площадке одного оператора не коррелирует с целями и задачами антимонопольного законодательства в целом, и концепции законодательства о контрактной системе, в частности, – говорит Екатерина Стригина. – И это повод для Федеральной антимонопольной службы обратить внимание на происходящее. Следует отметить, что законодательство о контрактной системе наделяет равным статусом всех операторов ЭТП, включенных в соответствующий перечень Правительством РФ как соответствующих единым требованиям и прошедшим процедуру отбора. Определение единственного оператора следует рассматривать через призму недобросовестной конкуренции как предоставление преференций отдельному субъекту рынка».
Но, как отмечают участники рынка, сопротивление конкуренции между электронными площадками не ограничивается волей местных властей.
«Сегодня многие администрации регионов и муниципальные образования имеют свои региональные и муниципальные информационные системы в сфере закупок для автоматизации закупочной деятельности, - отмечает один из участников рынка, знакомый с ситуацией - Зачастую данные региональные информационные системы интегрируются с Единой информационной системой в сфере закупок и электронными торговыми площадками для обмена данными, в том числе по закупкам и контрактам. Разработчиками региональных информационных систем в сфере закупок являются крупные и известные на рынке ИТ-компании и по имеющейся информации форматы обмена данными между одной или несколькими такими системами и ЭТП были разработаны одной из площадок, РТС-тендер. Сегодня количество площадок увеличилось и закономерно, что РТС-тендер накладывает определённые ограничения на использование своих форматов обмена данными при подключении других площадок к таким системам в разных регионах и не приветствует их использование. Де-юре не придерешься, если и правда РТС-тендер является владельцем данных форматов обмена данными, то имеет право выставлять такие условия, но по факту теперь процесс интеграции ЭТП и региональных информационных систем затягивается на 6-8 месяцев, но это бизнес, и никто тебя ждать не будет.»
Ситуация осложняется тем, что сегодня исключительно на РТС размещают свои закупки ряд российских предприятий стратегического значения. Так, Министерство транспортного и дорожного хозяйства Краснодарского края за первые три квартала 2019 года разместило на РТС закупок на 16,7 млрд рублей. Также все свои закупки перевели на РТС-Тендер Министерство здравоохранения Краснодарского края (7,02 млрд рублей), Главное управление строительства Краснодарского края (6,5 млрд рублей) и НИИ Краевая клиническая больница№1 им. Профессора Очаповского (2,7 млрд рублей). На практике это означает, что в случае даже кратковременных сбоев в работе РТС-Тендер повлечет за собой «закупочный коллапс», когда в результате задержки проведения торгов не только окажется парализованной экономика целого региона, но и возникнут риски для жизней людей, не получивших вовремя препараты из списка ЖНЛ или вовремя не подвергнувшихся оперативному вмешательству в результате отсутствия в больницах медицинского оборудования и расходников.
Кстати, похожая ситуация происходит сейчас и с Московской областью. Министерство здравоохранения Московской области также за 2019 год разместила на РТС-Тендер закупок на 13 млрд рублей, а Дирекция единого заказчика Министерства здравоохранения Московской области разместило закупок еще на 16,4 млрд рублей.
Свои закупки полностью на РТС-Тендер осуществляют также Министерства здравоохранения Челябинской области (4,78 млрд рублей), Сахалинской области (3,6 млрд рублей), Алтайского края (2,6 млрд рублей), Тульской области (2,2 млрд рублей).