Экономисты из Университета Макгилла (Монреаль) и Калифорнийского университета в Санта-Круз опубликовали в журнале Plos One первый глобальный анализ улично-дорожной сети городов.
Ирина Зиганшина
Чтобы составить рейтинг, ученые воспользовались существующей картой дорог мира и подсчитали количество перекрестков и расходящихся от них улиц, тупиков и замкнутых контуров, а также измерили кратчайшие пути между всеми перекрестками. Анализу подверглись все 46 миллионов километров дорог, нанесенных на карту. Результаты показали, что улицы городов с четкой сеткой, такие как Буэнос-Айрес, Санкт-Петербург, Осака, Тайбэй, связаны между собой лучше всего. Высокие рейтинги получили и старые европейские города, такие как Париж и Вена: несмотря на некоторую нерегулярность планировки и узость улиц, передвигаться по ним вполне удобно. В нижней части рейтинга оказались города, в которых много улиц-тупиков и рассредоточенных пригородных кварталов: Белград, Манчестер, Бангкок.
Города с хорошо связанной между собой улично-дорожной сетью:
Буэнос-Айрес, Салоники, Гонконг, Берлин, Вена, Мадрид, Токио, Александрия, Будапешт, Тайбэй, Сеул, Осака, Марракеш, Карачи, Санкт-Петербург, Сантьяго, Монреаль, Париж.
«Середняки»:
Лондон, Нью-Йорк, Сидней, Окленд.
Плохо связанные города:
Бангкок, Хошимин, Гватемала, Тихуана, Манила, Белград, Манчестер, Лос-Анджелес, Хьюстон,Кливленд.
Исследователи замечают, что, поскольку города с хорошо связанными между собой улицами позволяют много ходить пешком и ездить на велосипеде, а маршруты общественного транспорта в них удобнее, то показатели владения автомобилем в этих городах ниже, а доля людей, добирающихся на работу пешком, выше. Это важно для сокращения выбросов парниковых газов.
Хорошая уличная связь помогает снижать выбросы и потому, что способствует активной социальной жизни: люди проводят время сообща, а не сидят по норам, и это экономит ресурсы. Гораздо труднее выбраться куда-то жителям тупиковых районов и пригородов, потому у них домашний кинотеатр вместо походов в кино и большой холодильник, позволяющий долго обходится без магазинов.
В Римской империи и в Древнем Китае улицы строили в прямоугольном порядке: это облегчало транспортировку людей и товаров. Тупики стали популярными в XX веке в США и Великобритании: наличие автомобиля позволяло рассредоточиться, а градостроители полагали, что небольшие кварталы сделают жизнь безопаснее – дети смогут играть на улице в мяч и ходить друг к другу в гости. В действительности, как показывают исследования, в тупиках как раз небезопасно, и люди чаще гибнут тут под колесами машин, поскольку теряют бдительность, а водители не замечают их на узких извилистых улицах.
Как считают авторы материала, все это особенно стоило бы учесть градостроителям Китая и Индии, где сейчас с нуля строятся целые города. В целом же объемы городского пространства в мире к 2030 году в сравнении с 2000 годом должны утроиться. Наверняка, выводы ученых пригодятся и при строительстве Новой Москвы.
На иллюстрации:
А – в городах с такой планировкой передвигаться удобнее всего.
В – так строили города в Средневековье: улицы связаны многочисленными переулками. Неплохо, но не идеально.
С – так на карте выглядят города с плохо связанными между собой тупиками и рассредоточенными кварталами.