Posted 12 декабря 2019, 10:20
Published 12 декабря 2019, 10:20
Modified 7 марта, 15:31
Updated 7 марта, 15:31
The Irishman, США, 2019
Жанр: Производственное кино и ЖЗЛ
Сергей Митрофанов
Вообще-то, это не кино, а сериал, но зачем-то соединенный в полный метр, который все равно практически невозможно посмотреть одним куском. И вообще есть такое ощущение, что мы смотрим это производственное кино об американской мафии уже очень давно, всю жизнь и смотрим.
С мафиозной саги Сержио Леоне «Однажды в Америке», 1984. С отдельной истории Джимми Хоффы в фильме Нормана Джуисона «Кулак» (Fist, 1978), кстати, с Сильвестром Сталоне. С работ того же Мартина Скорцезе («Казино», 1995, сериал «Подпольная империя», 2010), с бесконечных «крестных отцов» Копполы. С тем лишь отличием, что в советском производственном кино кто-то постоянно что-то подносил, вытачивал и боролся за выполнение плана, а здесь – стреляют, расчленяют, тайно кремируют и тоже борются за выполнение плана. Столь же, впрочем, малоувлекательно.
Но из постоянства описаний судеб этих героев труда, знаменитых мафиозных Тони («Они все Тони, - с сарказмом говорит Аль Пачино в роли Хоффы, - Тони, Тони и… Тони») невзначай возникает мысль, что, может быть, тут зарыто и нечто большее, чем просто развлечение публики криминальным кино.
Может быть, это такая История? У нас в это время переживался сталинизм, а у них мафионизм?
Так или иначе, но тема мафии тесно переплетается с еще одной «скрепной» темой Америки – с перипетиями вокруг клана Кеннеди, попытками вернуть назад Кубу, провалом «гибридной» высадки в Заливе Свиней. Во всяком случае, где Джек и Бобби, там опять рядом возникают все эти «Тони, Тони и… Тони». Не вернул «тоням» Гавану – получил пулю в лоб, и до сих все гадают о том, что произошло. В книгах, в сериалах.
Однако кино не только об этом. Оно еще о старости. Все «Тони» состарились, заболели и умерли. В конце жизни дошли до того, что писали в памперсы, беззубо шамкали ртом. Фильм о них снимает престарелый режиссер, застрявший в своем ретро. В его последней картине играют суперпрестарелые актеры, которые странно изображают из себя молодых, отчего становится поистине нехорошо.
Кто победил, да и существовали ли вообще тайные силы, заправлявшие из-за кулис?
Фрэнк Ширан, носивший кличку Ирландец, всю жизнь думал, что приказы ему приходят с таинственного и могущественного верха, ими он успокаивал свою совесть, оправдывал предательство.
Но вот он остался один, и оказалось, что верха нет, сгнил. Победила старость. Впереди только гроб и табличка в колумбарии.
Если об этом был фильм, то он явно удался.
Режиссер: Мартин Скорсезе В ролях: Роберт Де Ниро, Анна Пакуин, Аль Пачино, Джо Пеши, Алекса Палладино, Джесси Племонс, Харви Кейтель, Бобби Каннавейл, Стивен Грэм, Джек Хьюстон