Posted 24 ноября 2019, 17:07
Published 24 ноября 2019, 17:07
Modified 7 марта, 15:20
Updated 7 марта, 15:20
Диляра Тасбулатова
Более того: дескать, режиссёры наши (ну, наверно Сигарев, Звягинцев, Мамулия, Бакурадзе, Мещанинова, Быков, Шипенко и др.) «осознав факт популярности таких картин за рубежом», сказал Шахназаров, «работают на этот рынок». То есть, попросту говоря, без экивоков, поливают страну грязью ради личной выгоды.
И вот тут, кстати, должна заметить, что в этом вопросе мы не одиноки. Не только мы видим в каждом, кто не восхищается происходящим в России, русофоба и предателя: австрияки, например, последовательно и не без сладострастия травили двух гениев места, гордость нации, - Михаэля Ханеке и Ульриха Зайдля. Досталось и Эльфриде Елинек, обладательнице литературного Нобеля, по роману которой Ханеке поставил фильм «Пианистка». Она тоже оказалась «австрофобкой», да и вообще гадиной. Риторика была почти такая же: родину нужно любить, благодарить за то, что она сделала для тебя, взрастила, вспоила, вскормила, спасибо что не убила.
Ханеке, человек нервный, Австрию таки покинул, поселившись в Париже, Елинек впала в депрессию и только Зайдлю хоть бы хны: предпоследний его фильм, «В подвале» - настолько радикальный, что и Сигареву не снилось. Прямая иллюстрация высказывания другого немецкоязычного гения, Кристиана Крахта - «в каждом пожилом немце сидит наци». Там у него, у Зайдля то бишь (кстати, посмотрите, но предупреждаю, и правда радикально, не для слабонервных), в этих обывательских подвалах, и Гитлера славят, и хлещут друг друга в сбруе, причём какие-то старые уроды, дедок-наци и целлюлитная бабка, и чего только нет: полная раз-эстетизация не только нацизма, но и человека как такового. Настолько, что на фестивальной премьере в Москве то и дело раздавался тихий нервный смех – на фоне, как водится, моего оглушительного. Хорош Ульрих, показал им всем.
Вот и Шахназаров эти безобразия не приветствует, резюмируя:
"Кино должно показывать все недостатки общества. Но должно быть равновесие. Когда ничего другого не представляют, заканчивается художественное начало и начинается пропаганда".
Мне вот интересно: как должен был, например, Зайдль, известный, как вы уже поняли, австрофоб, закончить свою беспощадную сатиру на соотечественников? Все эти извращенцы (кстати, снимались там реальные персонажи – они и реальности то хлещут друг друга, то Гитлера славят) враз должны стать продвинутой интеллигенцией, правозащитниками, перестать, извините, извращаться в сбруе, выкинуть своего Гитлера на ближайшую помойку и поехать врачами без границ в Африку? Был наци, стал Корчак: вот вам и равновесие.
Или Звягинцев, в фильме, например, «Нелюбовь», какой должен был сделать финал? Мальчик нашелся (прятался, к примеру сказать, у соседей), разводящаяся пара поженилась обратно и тэ дэ. Я даже не могу придумать, что бы такое могло с ними произойти, чтобы угодить директору «Мосфильма».
Мне правда, могут возразить: мол, под равновесием директор совсем другое подразумевает – Звягинцев, черт с ним, уродился пессимистом, несчастный он человек, а вы обратитесь к режиссерам-оптимистам. Пущай снимают про лакеев и юнкеров упоительными вечерами. А то вечно как заладят, что и правда становится омерзительно, по утрам, вечерам и в середине рабочего дня. Безобразие.
В общем, вы поняли: фильмов должно быть ровно поровну (а лучше один к трём, наверно): расстроились на фильме «Текст», идете в следующий зал – а там Сарик Андреасян или, того хлеще, Тигран Кеосаян. Со своим фильмом про Крым по сценарию жены, талантливого драматурга. Жаль, Матвеев умер: его трилогия «Любить по-русски» (это значит верить, поют там) – как раз послужила бы вожделенному равновесию.
И опять-таки (видимо, чтобы в который раз не обвинили в русофобии, это я о себе) – «у них» тоже такое встречается. Я как-то читала лекцию в Швеции, Бергман и Тарковский, сходство и различия, так меня эти шведы чуть не поперли веником: этот ваш Бергман всё врёт, говорят, Швеция - это не только туманы и взыскующие истины пасторы, у нас ещё молодежь есть, дискачи, импорт-экспорт и Вольво. Наша гордость, говорят. Нехорошо, сказали эти шведы, Бергман делает (он тогда ещё жив был) – создает какое-то неравновесие.
Всё так, но это были, извините за недемократичное высказывание, совсем простые товарищи, слесарЯ-сантехники, ну или провинциальные учительницы, а половина присутствующих – вообще наши эмигранты колбасного типа.
Однако директор нашего «Мосфильма» вроде как не слесарь и даже не учительница, тем более провинциальная, и даже не пастор в какой-нибудь деревушке: столичная штучка, некогда, повторюсь, талантливый режиссер.
Ну и напоследок, бессмертное. Помните, у Довлатова старый, уродливый, бездарный писатель учил оптимизму, на что ему возразили, что вот Байрон, например, красавец, гений и соблазнитель, был пессимист.
Мой знакомый, красавец и талант, впервые прочтя это у Довлатова, склонил свою античную голову, опечалился: всё так, как точно…
Ну а я вот оптимист, ибо далеко не Байрон.
И режиссёрам того же желаю.
Потому что, как сетует Шахназаров, они имидж страны подрывают. Все эти красавцы таланты и поэты.