Сергей Лопатников
Типична история выглядит так: «Джейн И Мартин купили большой дом в городе, но через некоторое время они поняли, что для содержания дома от них требуется много работать и им не остается времени на занятия любимым делом: спортом, просмотром телепрограмм, рисованием… и т.д (нужное подчеркнуть или вписать и подчеркнуть), тогда они продали свой большой дом и построили вот это чудо (из фанеры и обрезков досок, из отработавших свое морских контейнеров, и т.д.) или купили уже готовый… Электричество от солнечных батарей, дровяная печка и т.д. Они поставили дом на колеса и теперь свободны от хлопот и путешествуют…».
Таких историй все больше и больше, появились компании, которые специализируются на микро-домах. Их строят из подручных материалов самостоятельно, переделывают из грузовых контейнеров, разрабатывают для них высокотехнологическую мебель, публикуются книги о том, как построить «инновационный микро-дом», микро-дома рекламируются по ТВ и в газетах, пишут, что микро-дома помогут решить проблему бездомных – и много чего еще. Особый упор делается на то, что эти дома отсоединены от электросети, благодаря тому, что люди в микро-домах живут в единстве с природой идеальной «зеленой жизнью». Микро-дома, однако, – это «дауншифтинг» даже по сравнению с пресловутыми «мобилами», которыми антиамерикански настроенные патриоты пугают российское население.
Чтобы понять смысл новой моды, полезно помнить, что западная цивилизация никогда ничего не забывает и, по мере необходимости, вытаскивает идеи, казалось бы давно похороненные: Мальтус с его теорией перенаселения, Жозеф Фурьес парниковым эффектом, Сванте Аррениус с потеплением земного климата на 5-6 градусов… И вдруг – на тебе, не прошло и ста лет – тут тебе и Римский клуб, и «Пределы роста», а теперь еще и «Безумная Грета» на трибуне ООН.
Знаменитые скрижали, установленные в 1974 году в штате Джорджия, США, содержать десять заповедей нового человечества на восьми современных языках. Первая из которых гласит: «Пусть земное население никогда не превышает 500,000,000, пребывая в постоянном балансе с природой…». Откуда взялась эта цифра, пятьсот миллионов? – Тут все просто: полмиллиарда – это численность человечества до начала технологической революции, в Средние века.
Но коли уж намекается в духе Жан-Жака Руссо на необходимость возврата в прошлое, к природе полезно поинтересоваться, а как же жили люди в средние века?
Вот, скажем, в древности русская изба не имела внутренних перегородок и была по форме квадратом или прямоугольником. Средние размеры избы были от 4х4 метра до 5,5 х 6,5 метров. У середняков и зажиточных крестьян избы были большие – 8х9 метров, 9х10 метров. То есть, размер общей жилой площади на семью в России составлял от 16 до 90 квадратных метров.
На благословенном Западе дела обстояли не лучше. В специальном исследовании известного американского историка Барбары Ханавалт, представленном в монографии: «Связи которые связывают: крестьянские семьи в средневековой Англии» (The Ties That Bind: Peasant Families in Medieval England – русский перевод звучит странновато) было установлено, что и здесь площадь жилья в средние века составляла от 200 до 1350 квадратных футов, то есть от 18 до 125 кв. метров. Была однако и особенность: в средневековой Англии было распространено использование так называемого «лофта», то есть «незаконченного аттика», который использовался в качестве спальни или места хранения вещей.
Если сравнить то, что предлагается людям в качестве микро-жилья нельзя не заметить его впечатляющего сходства с параметрами и устройством англо-саксонских средневековых жилищ. Вот примеры типичных микро-домов, которые сегодня активно продвигаются на рынки во всем мире: Калифорния «Микро дом с двойным лофтом», 238 кв. футов. Лофты используются в качестве спален. Поэтому микро-дом рекламируется как «дом с двумя спальнями». Цена - $59,000. Или вот канадский микро-дом на колесах, рекламируется, как независимое от электросети, зеленое жильё всего-то за 119 тысяч канадских долларов. Опять лофт, где располагается «спальня». Китай же стал выпускать микро-дома в массовых количествах и ценой в несколько тысяч долларов. Впрочем, в отличие от западных аналогов, без оборудования, одни «голые стены».
Для продвижения нового товара используется вся мощь современной рекламы: сияющие молодые бездетные пары, «обретшие свободу и счастье» в «автономных сараях», старики с благородной стариной, ласкающие собачек, сидя на ступеньках «модного микро-дома», дети раскачивающиеся на качелях во дворе микро-дома…
Мода – это такая вещь… «Впарить» страждущим «быть в тренде» можно всё, что угодно. Большинство людей даже не догадываются о смысле послания Urbi et Orbi в виде моды на специфическую одежду: драные джинсы, штаны и пиджаки не по размеру, дикие сочетания цветов и т.д., Между тем, послание читается просто: «быдло» должно органично выглядеть как «быдло», но при этом быть чистеньким и не вонючим, чтобы не удручать антисанитарией реальных хозяев жизни. Опять же и экономически выгодно – любой хлам в деле…
А теперь вот микро-дома. Логика та же: «быдло и должно жить, как быдло». Правда, догадываться об этом оно не должно, это должно быть модно стать «свободным дауншифтером». Это должно стать «круто». Как джинсы с дырками. Тем более, если подумать, микро-дом со «всеми удобствами» площадью в 20-25 квадратных метров действительно может показаться раем по сравнению со «студиями» в 11 квадратов в городской многоэтажке.
Создается впечатление, что всё это «жу-жу-жу» неспроста и, похоже, именно микро-дома, а не один только искусственный интеллект, могут оказаться образом реального будущего, в котором гордые независимые творческие личности будут всю свою жизнь работать за право жить в средневековом сарае в котором легко разместится недорогой, но восхитительный, расширяющий сознание по самое не могу, виртуальный мир компьютерных игр.
Впрочем, и микро-дома еще не предел и не конец истории. Микро-дома – это своего рода предел загородной жизни. В городах перспектива ещё более впечатляющая: капсульное жилье. Пока оно существует в виде отелей и ночлежек. Но логика истории говорит, что исторический идеал городской жизни – это как раз оно и есть: капсульное жилье. Но об этой перспективе - в другой раз.
Впрочем, одно следует помнить: «Цена рабочей силы – есть цена её воспроизводства. Следовательно, чем дешевле достаточное жилье, тем дешевле рабочая сила». Это главное.