Всего было возбуждено 163 уголовных дела по космодрому "Восточный", при этом государству нанесен ущерб на сумму порядка 21 млрд рублей, сообщил в интервью изданию “Коммерсантъ” генеральный прокурор Юрий Чайка.
После заседания Совета безопасности в 2016 году, напомнил глава надзорного ведомства, был создан межведомственный штаб под руководством заместителя генерального прокурора РФ для расследования ситуации, что, по его словам, привело к конкретным результатам, кардинально изменив ситуацию.
Как пояснил Чайка, согласно данным на ноябрь текущего года всего проводилось расследование по 163 уголовным делам, из которых 93 расследовалось Следственным комитетом и его военными следственными подразделениями, 68 — МВД, а еще 2 — ФСБ. Прокуратурой были утверждены обвинительные заключения для передачи в суды по 109 уголовным делам в отношении 145 человек, общий ущерб от которых превысил 20,9 млрд рублей, сообщил чиновник. 90 судебных решений в отношении более сотни лиц, причинивших ущерб на сумму, превышающую 14 млрд рублей вынесены и вступили в законную силу. По его словам, расследование еще 25 уголовных дел по фактам хищений, причиненный ущерб по которым составил 6,8 млрд рублей, еще продолжается.
Напомним, что 21 ноября Следственным комитетом по факту мошенничества на сумму более 240 млн рублей при строительстве космодрома "Восточный" было заявлено о возбуждении новых уголовных дел.
Ранее на совещании правительства президент Путин выразил негодование по поводу того, что, несмотря на десятки уголовных дел о хищениях на "Восточном", порядка там нет и "воруют сотнями миллионов". В свою очередь, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков пояснил, что в ходе строительства первой очереди космодрома было похищено 11 млрд рублей, возвращено было 3,5 млрд рублей, осуждены 32 человека.
Отметим, что ответственность за управление строительством в данный момент лежит на генеральном директоре Госкорпорации “Роскосмос” Дмитрии Рогозине, о дисциплинарных мерах против которого по итогам расследований хищений информации нет, зато есть информация службы внутреннего аудита российской госкорпорации, согласно которой зарплата главы этой структуры Дмитрия Рогозина выше, чем у главы NASA Джеймса Брайденстайна.
Дмитрий Вербицкий, председатель правления общественной организации содействия совершенствованию государственного управления и антикоррупционной политики “Содействие”, главный редактор “ПАСМИ”, в комментарии “НИ” пояснил, что проблема космодрома “Восточный”, помимо сложностей с управлением, обусловлена как раз тем, что сами силовики, которые должны пресекать преступления, участвуют в коррупционных схемах — без этого такие объемы хищений были бы невозможны:
“Начнем с того, что непонятно, по какой формуле вычисляется причиненный ущерб. Главный вопрос состоит в том, сколько денег вернулось в бюджет, сколько возмещено ущерба через суд в казну — этих цифр нет. Мы видим 21 миллиард.
То есть, когда Чайка говорит об ОПК в целом, он сообщает о 27 млрд возмещения ущерба — но это в целом. А по “Восточному” возмещения не видно, так что, скорее всего, там радоваться нечему.
Что касается Рогозина и его роли. Дело в том, что по любому объекту ОПК — в том числе и по “Восточному” — на упреждение и предупреждение работает целая система в лице не только руководства объектов и Рогозина, но, прежде всего, это сами кураторы со стороны и Генеральной прокуратуры, и Военной прокуратуры, и Следственного комитета, и ФСБ. И получается, что Рогозин весь в скандалах, а те, кто должен был непосредственно пресекать и предупреждать и профилактировать преступления, то есть, наши силовики и те же подчиненные самого Чайки — почему к ним нет претензий? Куда они смотрели? Это как раз и говорит о том, что проблема серьезна, и дело не только в Рогозине. Если бы он и решил наводить порядок, предположим, и вошел в ОПК с целью навести порядок, то силовой блок, интегрированный в эти коррупционные отношения (иначе бы и не было бы этих хищений, когда те, кто курирует, и участвуют в преступлениях) никуда бы не делся.
И вот это решение о создании штаба, о котором говорит Чайка, для совместной деятельности СКР, МВД — это смешно. Зачем? И так законодательство позволяет каждому подразделению работать в своей части. Это как раз и говорит о проблематике, что сами по себе органы, имея компетенцию и полномочия, не способны были предупредить и пресечь нарушения закона”.
В интервью “Ъ” Юрий Чайка обрисовал и общую ситуацию с коррупцией в Оборонно-промышленном комплексе. По его словам, в ОПК зафиксировано 90 тысяч нарушений закона, на которые выставлено 20 тысяч представлений. К административной и дисциплинарной ответственности привлечены 23 тысячи должностных лиц, возмещено 27,5 млрд рублей ущерба. Возбуждено было более тысячи уголовных дел.
Продолжают выявляться нарушения сроков исполнения контрактов, порядка ценообразования, качества выполняемых работ при реализации программ импортозамещения. В частности, при проверке 42 тысяч исполнителей гособоронзаказа 7 тысяч оказались фирмами-однодневками или посредниками, сообщил глава надзорного ведомства.
Чайка с сожалением отметил, что в деятельности правоохранительных органов, расследующих такого рода преступления “имеются недостатки”, как то: низкая эффективность досудебного производства, несоблюдение разумных сроков уголовного судопроизводства, ненадлежащая организация работы по возмещению причиненного государству ущерба. К дисциплинарной ответственности были привлечены всего 52 должностных лица.