Фильм "Текст": социальная актуальность растворилась в тумане фантазий

6 декабря 2019, 13:32
Что не случилось с Иваном Голуновым в жизни, то произошло с Ильей Горюновым в кино

Текст, Россия, 2019 Жанр: социальная чернуха и фантастика

Сергей Митрофанов

Это не ватниковское кино – что уже плюс. Но достаточно ли оно клеветническое на наш социально-политический строй? Вполне обсуждаемая в сети тема. Причем в том появились уже и определенные сомнения, поскольку Роскомнадзор принялся бороться не за запрещение картины, а за то, чтобы пираты не снижали доходы прокатчиков. То есть явно пребывает в волнениях за судьбу проката.

О чем эта картина?

О, сюжет самый пророческий. Задуманный задолго до кейса Ивана Голунова, он фактически повторяет то, что могло бы с последним случится, да есть и перекличка фамилий: Иван Голунов в жизни – Илья Горюнов в фильме. Однако перекличку явно придумали в последний момент, в одноименной повести Глуховского, по которой написан сценарий, просто Илья.

Итак, будущий филолог Илья пошел потусоваться на дискотеку, но попал там под каток репрессивной полицейской машины. По ложному обвинению он получил 7 лет, и вся его дальнейшая судьба пошла под откос, превратилась в длинное самоубийство, что также нашло свое отражение на афише к картине. При этом правоохранительная система России изображается в фильме коррумпированной корпорацией, не столько борющейся с преступностью, сколько самой производящей эту преступность.

Возникает, впрочем, вопрос: а зачем потребовалось снимать такое кино компании, которая ни в чем таком диссидентском ранее не замечена?

Действительно, Глуховский – автор футуристических ужастиков, рассчитанных на специфическую аудиторию. Режиссер Шипенко («Салют 7») - всеядный ремесленник с американским образованием и, наверное, паспортом, лауреат, работал на Первом канале. Роскомнадзор же вечно борется исключительно за патриотизм.

Можно предположить, по той простой причине, что «оппозиционер» в фильме мыслит туманно, его оппозиционность случайна, он вечно пьян и кончает самоубийством. Система оказывается сильнее, запомните это, ребята! Его оппонент по сюжету, майор Хазин – не так уж и плох, «искорежен жизнью, воспитанием и тоже по-своему несчастен». Не надо его было мочить в канализации. Для Роскомнадзора же важен прокат российского кино с элементами социальной актуальности.

Что касается «негатива», то его можно списать на социальную фантастику. Глуховский же. При этом аудитория ведется на ложную проблематику – «взаимоотношение человека и смартфона» (тоже отражено на афише).

Из официального анонса: «Встретившись лицом к лицу со своим обидчиком, Илья совершает необдуманный поступок, после которого главный герой получает доступ к смартфону Петра, а с ним и к жизни молодого человека — его фотографиям и видео, перепискам с родителями и девушкой Ниной, к странным, полным недомолвок и угроз переговорам с коллегами. На время Илья становится для всех Петром — через текст на экране телефона». Вот уже проблематика так проблематика!

Из рецензии: «Отношения героя и смартфона, в принципе, тема острая и преступно редко поднимаемая даже в Голливуде».

Тем не менее, фильм наделал немало шуму из-за реально порнографической, но не пришей к кобыле хвост сцены. Там ничего не видно и непонятно, но дополнительный зрительский интерес онавызвала.

Режиссер: Клим Шипенко

В ролях: Александр Петров, Кристина Асмус, Иван Янковский, Софья Озерова, Максим Виноградов, Виталий Хаев, Дмитрий Глуховский, Кирилл Нагиев, Елена Финогеева

#Кино #Новости #Культура #Про-кино
Подпишитесь