Posted 5 декабря 2019, 06:46
Published 5 декабря 2019, 06:46
Modified 7 марта, 15:10
Updated 7 марта, 15:10
Согласно данным, с 2016 года ситуация с аварийностью в сфере автобусных перевозок ухудшается. По мнению экспертов, принимаемые меры оказываются неэффективными. Только ужесточение ответственности водителей автобусов за любое, даже незначительное ДТП, может изменить ситуацию к лучшему. Кроме того, необходимо ввести запреты на использование старого транспорта, а на дороги нужно снова вернуть инспекторов, сообщают «Известия».
Всего с января по октябрь 2019-го в России случилось 5598 аварий с участием автотранспорта общего пользования, осуществляющего автобусные перевозки. В прошлом году было зафиксировано 4990 таких случаев. Погибло в этих ДТП в 2019 году 263 человека, 8242 – пострадали. В 4518 случаях виновниками аварий стали водители, из них 3068 работали по лицензии на осуществление пассажирских перевозок. На 17% по сравнению с 2018 годом увеличилось число дорожных происшествий с участием водителей в нетрезвом состоянии.
Ространзнадзор не смог прокомментировать причины увеличения числа ДТП. Отметим, что на протяжении четырех лет ситуация по ДТП с автобусами по числу погибших принципиально не меняется. Например, в 2016 году в России произошло 3876 аварий с участием автобусов, в которых погибли 242 человека. Больше всего аварий произошло в 2017 году, когда в ДТП попали 6109 автобусов, погибли 336 пассажиров, а пострадали – 9186.
Глава экспертного центра «Движение без опасности» Наталья Агре сообщила, что с 2015 года было внесено много изменений в нормативные документы в сфере пассажирских перевозок, касавшиеся, напимер, «режима труда и отдыха водителей, медосмотра, прохождения техосмотра, требований к максимальному количеству штрафов, наличию ремней безопасности» и другого.
По мнению эксперта, требования к юрлицам и физлицам, ответственным за грузо-пассажирские перевозки, значительно отличаются. Если для юридических лиц штрафы достигают 300 тысяч рублей, то для частников они ограничены 5 тысячами рублей. Если фирме зарегистрировать ИП, то многие меры в ее отношении просто не будут действовать. Также транспортные компании ответственное подходят к выбору водителей и соблюдению требований, а частники экономят на техобслуживании и проверке водителей на алкогольное опьянение.
Использование устаревшего автопарка – главная причина неутешительной статистики, уверен председатель правления Союза автошкол России Александр Ачкасов. Хотя «ГИБДД борется с этой проблемой», на дорогах существует еще одна беда – камеры вместо инспекторов.
- Пока мы будем ездит на хламе, у нас сохранится такая статистика. Автобусы покупают даже не в Германии, а в Египте, Армении и других странах, - прокомментировал Ачкасов.
Отметим, что ранее ГИБДД выносила предложение повысить максимально допустимый возраст автобусов до 10 лет, но инициатива была отклонена. Теперь же на дорогах ездят и 15-летние автобусы. По мнению эксперта, «небедные люди», занимающиеся автоперевозками, должны быть «поставлены в жесткие рамки» по «освежению» автопарка.
Степень ответственности водителей за поведение на дорогах не слишком высока, считает еще один эксперт – глава Объединения автопассажирских перевозчиков Татьяна Ракулова. Это также может стать причиной роста аварийности – ведь если перевозчик еще может контролировать соблюдение скоростного режима с помощью системы ГЛОНАСС, то манера вождения остается без контроля.
- Водитель, по вине которого могут погибнуть люди, до этого, скорее всего, уже попадал в ряд незначительных ДТП. В аварии с легковым автомобилем пассажирам чаще всего ничего не угрожает, и она пройдет мимо серьезных проверок. Перевозчик может предъявить претензии водителю, заставить его возместить ущерб, но тот уволится и пойдет работать в другую компанию. И так он ходит по кругу. А потом такой водитель попадает в форс-мажорные обстоятельства, совершает роковые ошибки, и в результате гибнут люди, - рассказала Татьяна Ракулова.
Большинство принимаемых сегодня мер не оказывают существенного влияния на ситуацию. Так считает член Координационного совета представителей автомобильного и городского наземного транспорта при Минтрансе РФ Норайр Блудян. При том, что «законодательство в этой сфере у нас строгое», оно не выполняется, так как «нет механизмов его реализации в отношении индивидуальных предпринимателей». Это отмечает и директор института экономики транспорта и транспортной политики Михаил Блинкин, считая, что ужесточения законодательства не имеют должного эффекта.
- Это было только для психологического успокоения общественности, не более того. Если в маленьком городе есть только один перевозчик, то и так получит лицензию, - заметил эксперт.
По его мнению только установка на неторопливость водителей сможет снизить аварийность.
Напомним, что с начала зимы в России произошло несколько серьезных аварий с участием пассажирского транспорта. Это трагедия 1 декабря на трассе Чита – Сретенск, в которой погибли 19 человек. А также авария на трассе Новоселки – Жайск в Нижегородской области, произошедшая 3 декабря, ДТП в Воронежской области на трассе «М4-Дон», в которой пострадали 17 человек, авария с участием маршрутного такси в Челябинске, где авто врезалось в дерево, и пострадали шесть человек, а также ДТП в Тюменской области, в котором перевернулся автобус с 20 работниками птицефабрики.