Юрий Воронин
Российские СМИ взорвала волна публикаций о полном провале реализации Концепции развития России до 2020 года, принятой в 2008 году - «Стратегии-2020». Это вполне понятно, поскольку мировой опыт свидетельствует, что достижение страной комплексного, устойчивого развитияпредполагает стратегическое прогнозирование – целеполагание, планирование и программирование политического и социально-экономического развития во временном и пространственном аспектах, обеспечения национальной безопасности.
Россия имеет более 75-летний опыт разработок по стратегическому планированию, разработок долгосрочных планов развития экономики страны и уникальный опыт их реализации, который заимствовали многие развитые страны мира.
К сожалению, за годы реализации «реформ»по рецептам «Вашингтонского консенсуса» разработка долгосрочных планов «теоретиками» экономического либерализма была утрачена как якобы не соответствующая сущности теории рыночного фундаментализма, что негативно отразилось на социально-экономическом развитии страны, доведя страну до Величайшей российской депрессии. Поэтому провал «Стратегии-2020», к сожалению, не единственный. Он превратился в систему.
О необходимости восстановления долгосрочной стратегии развития Российской Федерации высшее политическое руководство страны, начиная с 1999 года, заявляет постоянно.
За последние двадцать лет в Российской Федерации были разработаны и утверждены более пяти концепций и стратегий общенационального плана.
I. В 2000 году Центром стратегических разработок (ЦСР) была разработана и одобрена Правительством РФ первая общенациональная «Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации до 2010 года» («Стратегия-2010»), известная как «Программа Грефа».
В ней было заложен рост ВВП минимум на 5% в год, что должно было к 2010 году увеличить ВВП на 70% . ВВП в целом вырос, но только из-за роста стоимости нефти, а не усилий правительства. Говорилось в программе и о переходе к адресному принципу назначения социальных пособий и социальной помощи. Предполагался значительный рост субсидий на оплату ЖКХ, существенное перераспределение социальной помощи в пользу малообеспеченных. Уже к 2005 г. помощь бедным должна была возрасти в два раза. Между тем ничего подобного сделано не было и не реализовано до сих пор даже близко.
Как показал анализ, общий уровень реализации мер «Стратегии-2010» по достижению целей составил 36%, а по разделу «Реформа социальной сферы» достиг едва 30%. Крайне низким был уровень реализации реформ в сфере образования (менее 25%), здравоохранения и социального страхования (около 20%). Другими словамиреализация «Стратегия-2010» оказалась на крайне низком уровне и возложенную на нее задачу не выполнила.
II. В ноябре 2008 года Минэкономразвития была разработана и утверждена Правительством РФ общенациональная «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» – «Концепция-2020».
В Концепции правительство определило вполне конкретные целевые ориентиры. Предполагалось, что уровень доходов и качество жизни россиян к 2020 г. достигнут показателей, «характерных для развитых экономик мира». Так, обобщающий показатель уровня жизни – ВВП на душу населения по паритету покупательной способности – предполагалось увеличить с 13,9 тыс. долларов США в 2007 г. до более чем 30 тыс. долларов США в 2020 году.
Было заложено, что расходы на образование за счёт государственных и частных источников составят 6,5–7% ВВП, на здравоохранение – 6,7–7% ВВП в 2020 году, что обеспечит опережающее развитие человеческого потенциала.
Разработчики «Концепции-2020» «творили» ее в течение двух лет. Идеи были правильные: развитие несырьевых отраслей, ставка на человеческий капитал. Но… документ готовился как будто бы с закрытыми глазами и разработчики не видели, что экономика России уже вползает в мировой системный кризис. При первых же «капельных» толчках кризиса-2008 «Концепция-2020» дала сбой, «лопнула», даже не успев начать реализовываться! А потом о ней просто забыли.
III. Третья общенациональная программа – «Стратегия-2020» -фактически явилась обновленным вариантом «Концепции долгосрочного развития России до 2020 года». Над программой почти три года работало более 1000 экспертов Государственного университета - Высшей школы экономики и Российской академии народного хозяйства и госслужбы - сторонниками либерально-рыночного фундаментализма. Вновь были затрачены огромные финансовые ресурсы.
850-страничный доклад по актуальным проблемам социально экономической стратегии России был принят в декабре 2011 года накануне выборов президента В. Путина. Он так и стал именоваться как «план Путина»
Между тем, анализ «новой» стратегии, подготовленной экспертами –свидетельствует, что эта «стратегия» является продолжением политико-экономического курса, который ведется командой либералов с начала «реформ» 90-х годов прошлого столетия. В этой «новой» стратегии, по сути, не оказалось ничего нового и ничего стратегического, ни о какой новой модели речи фактически не шла. «Новая» модель Стратегии, углубляя курс рыночного фундаментализма,представляла собой механический набор «правильных задач», сформулированных группами либеральных профессионалов, без четких ответов, как этого достигнуть.
Текст документа фактически представлял набор «добрых пожеланий», абстрактных рекомендаций, разделы которого противоречат друг другу и по своей сути являлись дальнейшим воспроизведением и еще большим углублением тупикового курса: «Россия – сырьевой придаток Запада».
В программу было заложено, что к 2020 г. рост ВВП составит 37–38% - в среднем – 5% в год. Предполагался роста производительности труда на 40—41 %, роста реальных располагаемых доходов населения — на 53-54 %, роста инвестиций в основной капитал на 80—85 % и т. д.
Прошло более десяти лет: ни один из показателей, заложенных в «Стратегию 2020», выполнены не были.
Реально рост ВВП остановился уже в 2013 году и колеблется в объеме статистической погрешности. Обещался рост производительности труда на 40%, и рост реальных доходов населения на 54%. Ничего этого выполнено не было. По уровню производительности труда Россия отстает от развитых стран в 1,8-2,5 раза и продолжает отставать еще больше. Другими словами, «Стратегия-2020» провалилась как и предыдущие варианты стратегий.
IV. В декабре 2016 года президент РФ В.Путин утвердил четвертую национальную программу - «Стратегию научно-технологического развития России». Она была представлена в послании Федеральному собранию и, по словам Путина, «реализация ее позволит выйти стране на новый уровень развития экономики и социальных отраслей».
В разработке стратегии принимали участие уже более трёх тысяч экспертов ВШЭ, Центра стратегических разработок (ЦСР) - этих академических оплотов рыночного фундаментализма. На ее разработку было потрачено более одного миллиарда рублей.
Особую озабоченность вызывает то, что в Стратегии главное внимание обращено не на научно-техническое развитие, не на ускорение научно-технического прогресса в системах образования, здравоохранения, в самих науке и технике, а к природным ресурсам, к еще большему углублению тупикового курса либеральной команды: «Россия – сырьевой придаток Запада».
Другими словами, это, к сожалению, опять оказалась не Стратегия, а очередной ни к чему и никого не обязывающий документ на полку. Поэтому ничего удивительного нет, что мы не найдем дальнейшего упоминания о нем ни в выступлениях президента, ни правительства.
Свидетельством провала «Стратегии-2020» является позорный провал майских (2012г.) и (2018г.) указов президента РФ. Неудивительно, что по данным ВЦИОМ рейтинг правительства РФ не одобряют почти половина граждан страны – 46%, а экономический блок называют просто недееспособным.
V. В мае 2017 года президент РФ В.Путин подписал Указ и утвердил пятую общенациональную программу - «Стратегию экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» («Стратегия-2030»). Решение о разработке этого важнейшего документа было принято летом 2015-го. Работу курировал секретарь Совета безопасности РФ Н.Патрушев.
По форме и по содержательной сути «Стратегия-2030» - это теоретически безграмотный документ, набор прописных истин и благих пожеланий, непроработанных положений, которые в разных формах повторяются вот уже более двадцати пяти лет либерал-фундаменталистами.
Например, в пункте 2 Указа президента РФ, вводимого «Стратегию-2030», правительству РФ поручается «обеспечить мониторинг и оценку состояния экономической безопасности Российской Федерации».
Удивительно, неужели разработчики Стратегии не имели оценки состояния российской экономической безопасности, то есть исходной точки, от которой определялись новые задачи государственной политики в сфере экономической безопасности до 2030 года. Ведь известно, что в стране должна была действовать Государственная стратегия экономической безопасности (Основные положения), введенная еще в 1996 году. Из анализа «Стратегии-2030» вытекает, что действительно разработчики понятия не имели о состоянии российской экономической безопасности, а о Государственной стратегии 1996 года все давно забыли!
Парадокс, но главный вызов и угрозу экономической безопасности разработчики «Стратегии-2030» видят не в необходимости ускоренного развития несырьевого сектора российской экономик, производственной экономики, а в «усилении колебаний мировых товарных рынков» и «изменении мирового спроса на энергоресурсы».
Или возьмем цель государственной политики в сфере экономической безопасности (статья 14), заложенную в Стратегии. К ней отнесены:
И, наконец, на последнем шестом месте(!?) – то главное, ради чего должна формироваться экономическая безопасность страны, зафиксированная в Конституции РФ, что «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (статья 7.1) - повышение уровня и улучшение качества жизни населения.
Решение таких основополагающих социальных проблем, как рост числа бедных, низкие заработные платы, низкие пенсии, в Стратегии вообще отсутствуют.Совет безопасности, как и правительство РФ, считает бедными тех, чьи денежные доходы«ниже величины прожиточного минимума», в то время как прожиточный минимум не покрывает даже минимума человеческих потребностей. Разве Совет безопасности не видел, разрабатывая «Стратегию-2030», что Реальные доходы населения падали четыре года подряд?При этом была проигнорирована и проблема большинства населения, которые по формальным признакам якобы не относятся к бедным, а фактически едва сводят концы с концами.Разве в Совете безопасности не ведают, что по заработной плате в реальном исчислении россияне не вышли на уровень 1990 года, то есть отстали от самих себя на 25 лет, а по интегральному показателю качества жизни, которым является средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении, мы находимся на уровне 1960 года - отстали от самих себя на 50 лет?
Даже не для ученого, а рядового гражданина видно, что в «Стратегии-2030», казалось бы,сформулированы правильные определения, но они же повторяются вот уже на протяжении двадцати пяти лет. Набор параметров однозначно говорит, что экономическая модель страны останется такой же, как и была. Они дают лишь направления по экономической безопасности страны, но не конкретные меры и не количественные ориентиры, измеряемые целевыми или пороговыми значениями. Тогда возникает вопрос: где же стратегия?
Серьезнейшую озабоченность с точки зрения экономическая безопасность страны должно было бы вызватьпрежде всего то, что Россия на 90 процентов утратила свой экономический суверенитет. Неужели Совет безопасности не знает, что сегодня половина российской экономики находится в офшорных юрисдикциях, а не в юрисдикции Российской Федерации. Купленные иностранцами акции приватизированной собственности уходят за рубеж, а деньги за нее «эффективные менеджеры» переправляют также за рубеж. +На 1 июля 2017 года из всех международных резервы России в объеме 412,24 млрд. долларов 83% их находитсяна депозитах западных банков и в казначейских бумагах западных государств, контролируются нашими геополитическими оппонентами и при желании они всегда сумеют заморозить все наши резервы.
Но даже и для этого «ущербного» документа предполагается только к 2019, то есть по прошествии двух лет (??) будут разработаны меры «организационного, нормативно-правового и методического характера» по реализации «Стратегия-2030», которых пока еще никто не видел. То есть два года важнейший документ будет лежать без мер по ее реализации. А реализация и вовсе начнется в 2020 году. Не многовато ли для страны, находящейся в социально-экономическом кризисе!
V. Последний прогноз министерства экономического развития, теперь до 2035 года, предусматривает дальнейшее «развитие» экономики России с темпами 1% роста ВВП лишь с 2017 года, в то время как мир развивается среднегодовыми темпами 3,5–4% в год.
Если внимательно рассмотреть прогноз до 2035 года, то вывод будет один: в течение ближайших 20 лет существенных качественных изменений в экономики ожидать не следует. Экономика России как отставала от ОЭСР по основным показателям, так и будет отставать.
VI. Видимо забыв о «Стратегии-2020» и «Стратегии-2030», в качестве обеспечения прорывного развития страны В.Путин, как он особо подчеркивает в последнее время, опирается на национальные проекты, представленные им в мае 2018 года. «Это то, - громко заявляет он, - вокруг чего строится вся наша работа сегодня…. Конечная цель всех этих мероприятий заключается в том, чтобы поставить экономику на новые рельсы, сделать ее высокотехнологичной, повысить производительность труда и на этой базе — поднять уровень жизни наших граждан, обеспечить безопасность нашего государства на длительную историческую перспективу». Сформулировано, казалось бы, верно.
Очень жаль, если президенту до сих пор не разъяснили, что за двадцать пять лет «реформ» на основе непрофессионального управления экономикой на теоретически ущербной научной базе макроэкономического регулирования под методологическим руководством международных финансовых организаций,провалены все разработанные за 20 лет Концепции и Стратегии,практически уничтожена экономика всей страны, сформировалась не экономика развития, а экономика торможения.Экономика страны ввергнута в Величайшую российскую депрессию, отстала от развитых стран мира и продолжает скатываться вниз.
Общий принципиальный вывод: любая Концепция или Стратегия, разработанная приверженцами искаженной доктрины свободного рынка, сторонниками экономического либерализма, как бы они не уверяли политическое руководство страны и российскую общественность в якобы радикальности предлагаемой ими экономической политики, теоретически не может быть и не будет стратегией прорыва на практике. Система управления, особенно стратегического, которая должна комплексно – в содержательном, временном и пространственном аспектах - охватывать органы управления федерального и регионального уровня, в стране просто отсутствует и требует своего возрождения.
Вынужден вновь вернуться к вопросу: что нужно сделать, чтобы перезапустить экономический рост в России, обеспечить стратегию социально-экономического роста, стратегию прорыва?
Первый и главный шаг, требующий политической воли гаранта Конституции РФ – это принципиальный отказ от монетаристской неолиберальной модели экономического «роста», отказ от пагубного для страны «Вашингтонского консенсуса» и тех механизмов, которые были запущены в 1990-е годы - смена нынешнего социально-экономического курса. Это, в частности, неоднократно обосновывали эксперты, придерживающиеся научной экономической теории...
Если же политическое руководство страны и дальше будет продолжать тупиковый курс, опираясь на использование либерально-монетаристской модели управления экономикой, то оно еще больше загонит страну в яму.
Исходным моментом, действительно характеризующим смену социально-экономического курса России, является формирование государственной идеологии развития общества, определение того, какой социально-экономический облик страны мы хотим иметь через 20-30 лет, понятный и принятый обществом, наиболее важных масштабных целей, которые страна может достичь в долговременной перспективе, пути, по которому к этим целям предлагается прийти, и средств, с помощью которых это будет делаться.
Не удивительно, что политологи, социологи и историки в ходе семинара «Россия-2030», организованного в мае 2017 года в Севастополе Экспертным институтом стратегических исследований (ЭИСИ), пришли к выводу, что для консолидации общества и выработки общего вектора развития государства необходима идеология, закрепленная в Конституции Российской Федерации – стратегия социально-экономического и политического развития общества. Эта идеология должна опираться на исторические традиции, содержать в себе алгоритм движения в экономическом, политическом, социальном и культурном пространствах.
Китай давно сформировал научное видение своей страны до 2050 года, реализуя общенациональную идею – вывести страну в лидеры планеты, следуя по пути социализма с китайской спецификой.
Государственное воздействие на экономику объективно предполагает реализацию системы государственного стратегического управления, широкое использование всех форм планирования, как это имеет место во Франции, Китае, Японии, Южной Корее, Индии и других странах. Здесь государственное стратегическое управление реально является стержнем социально-экономического развития.
Главная проблема - болезнь России заключается в том, что вот уже двадцать пять лет общество не знает, куда идет страна, движется как бы в никуда. Не имея национальной идеи, общих национальных интересов, принятых обществом наиболее важных масштабных целей, которые страна может достичь в долговременной перспективе, путей, по которому к этим целям предлагается идти, и средств, с помощью которых это будет делаться, страна потеряла стратегическое управление, как важнейшего инструмента социально-экономического и политического развития.
В этом плане вполне оправданным является создание в Российской академии наук (РАН) специального подразделения, отвечающего за научное обеспечение стратегических задач развития страны
Исходя из мирового опыта, опыта Китая, Японии, Швеции, Франции наиболее приемлемой для Российской Федерации могла бы быть модель социально-экономического развития, формирующего социально справедливое общество и опирающееся на государственный планово-рыночный механизм. Планово-рыночный (!) на государственной основе. Это и станет главными предпосылками вывода страны из системного кризиса, выхода на стабильную траекторию роста, восстановления и поддержания высокого уровня занятости, роста благосостояния всех слоев общества, социального согласия в обществе.
Юрий Воронин - доктор экономических наук, профессор, заместитель Председателя Совета министров Татарской АССР - Председатель Госплана ТАССР (1988- 1990гг.); Первый заместитель Председателя Верховного Совета РФ (1991- 1993гг.); депутат Государственной Думы (второго созыва); бывший аудитор Счетной палаты РФ.