Posted 19 ноября 2019, 12:10

Published 19 ноября 2019, 12:10

Modified 7 марта, 15:24

Updated 7 марта, 15:24

Ложная мишень: почему кувейтский суд оказался так строг к Марии Лазаревой

19 ноября 2019, 12:10
Сюжет
Суды
Последние события в Кувейте открывают завесу тайны над абсурдным приговором апелляционного суда, который вместо полной реабилитации россиянки Марии Лазаревой приговорил ее к 15 годам каторги. Столь суровое осуждение матери-одиночки стало отвлекающим маневром в политической борьбе влиятельных кувейтских кланов.

Сергей Львов

Вначале - о последних событиях в Кувейте, который переживает сильнейший политический кризис. Там после восьми лет правления подал в отставку премьер-министр Джабер Мубарак Аль Сабах. Наблюдатели не сомневаются в том, какую реальную роль играл деятельный премьер на фоне часто болеющего 90-летнего эмира. И все понимают, что Аль Сабах готов отказаться от власти не потому что мечтает об уходе на покой, а под давлением массового гражданского протеста, связанного с коррупционным скандалом.

Напомню, что речь идет о закупках танков Военным фондом Кувейта и возможном хищении астрономической суммы в 790 миллионов долларов.

"Основной причиной отставки кабинета министров является попытка избежать представления ответов на вопросы о нарушениях, имевших место в армейском фонде и связанных с ним счетах”,- заявил СМИ шейх Насер Сабах аль-Ахмед Аль-Сабах, старший сын правителя Кувейта.

Однако этого признания, как и открытия уголовного дела Прокуратурой Кувейта, оказалось недостаточно для того, чтобы успокоить общественное мнение. Вчера, 18 ноября, Эмир Кувейта Сабах Аль Ахмед Аль Джабер ас Сабах выступил со специальным посланием к подданным эмирата, в котором пообещал бороться с коррупцией на всех уровнях после отставки правительства.

"Мы подтверждаем нашу заинтересованность в сбережении государственных средств и наше обязательство защищать их неприкосновенность. Мы также подтверждаем, что никто, независимо от его статуса или должности, не сможет избежать наказания за преступления, связанные с покушением на сохранность госсредств. Нет защиты для коррупционеров, и этот вопрос будет поставлен под мой личный контроль", - заявил эмир, чье выступление транслировало кувейтское гостелевидение.

Он отметил так же, что Кувейт - правовое государство, где есть конституция, законы и институты, которые гарантируют каждому право обращаться к судебной власти.

А теперь - простой вопрос: есть ли примеры того, как судебные власти Кувейта наказывали коррупционеров? Есть! И самый последний и яркий из них - осуждение Марии Лазаревой и ее партнера Саида Дашди на 15 лет каторги. Ведь в двух ее уголовных делах тоже фигурирует государственные деньги. В первом случае - это "хищение" почти 125 млн долларов, принадлежащих местному Пенсионному фонду, во втором - "пропажа" 30 млн долларов, будто бы незаконно перечисленных Портовой администрацией за невыполненные компанией KGLI работы.

При этом тезис эмира о независимости и принципиальности судебной системы Кувейта иллюстрируется непреклонностью как местных политиков, так и судей, которые полтора года игнорируют требования международных правозащитников (Нил Буш, Шэри Блэр, Луис Фри и др.), ходатайства главы МИД России Сергея Лаврова, спикера Совфеда Валентины Матвиенко и даже самого Президента Путина об освобождении Марии Лазаревой. Местные СМИ не прочь намекнуть на то, что во имя торжества законности маленький, но гордый Кувейт противостоит даже консолидированному давлению двух сверхдержав, одна из которых - США - освободила Кувейт от иракской оккупации и привела к власти нынешнего эмира.

Однако ура-патриотический флер спадает, когда узнаешь, что кувейтские СМИ и политики ни словом не говорят о принципиальных различиях в "деле Лазаревой" и хищениях Военного фонда.

Например, о том, что пострадавших в приписываемых россиянке преступлениях нет вообще.

Что ВСЕ деньги Пенсионного фонда, инвестированные KGLI в успешные проекты, возвращены с двукратной прибылью.

Что главным свидетелем обвинения против Лазаревой был аудитор Счетной палаты, изобличенный самим же кувейтским судом в грубых фальсификациях (за что получил шесть месяцев тюремного заключения, но ему дали убежать из страны).

Что Арбитражный суд Кувейта не только не признал факт незаконного перечисления 30 млн долларов за консалтинговые услуги, но и предписал доплатить фирме Лазаревой еще три миллиона...

Отдельной новеллой о якобы "беспристрастном и независимом" суде Кувейта может стать осуждение Лазаревой по первому приговору на 10 лет каторги. Достаточно напомнить, что за время процесса судья ни разу не дал слова свидетелям защиты, а основные обвинения прокуратуры не были переведены с арабского на понятные обвиняемой языки - английский или русский. Но это еще "мелочи" в сравнении с тем, что во время апелляционного суда, впаявшего 15 лет каторги, на скамье подсудимых не было и самой обвиняемой, которая предусмотрительно, как пишут кувейтские СМИ, попросила защиты в российском посольстве, а само заседание свелось к зачитыванию заранее написанного приговора.

Можно, конечно, предположить, что судья посчитал неявку Марии Лазаревой признанием собственной вины. Но вероятнее всего, что ее адвокаты уже знали о принятом политическом решении (стать ложной мишенью в большом коррупционном скандале) и поэтому Мария решила не искушать судьбу во второй раз. Почему во второй? Потому что полтора года назад она ДОБРОВОЛЬНО приехала из Лондона на суд, будучи уверенной как в своей полной невиновности, так и в объективности кувейтского правосудия, построенного по английской модели.

В личном разговоре с корреспондентом "НИ" Мария призналась, что ее предупреждали остаться за границей и не рисковать свободой, покуда адвокаты не разберутся с претензиями к ее фирме. Но она с истинно русской убежденностью считала, что "правда сильнее лжи". Два обвинительных приговора и 474 дня, проведенные в кувейтской тюрьме, показали, что Лазарева явно ошибалась.

Правда, ситуация в Кувейте меняется с каждым днем. Вчера экс-премьер отказался формировать новое правительство, а сегодня новым премьер-министром стал глава МИД Кувейта и сын эмира Сабах Аль Халид. Это дает надежду защитникам Марии Лазаревой, поскольку министр иностранных дел не раз встречался с Сергеем Лавровым, знает просьбы российской стороны по поводу осужденной россиянки. Во всяком случае он не участвовал в организации уголовных дел против Лазаревой и ее партнеров по бизнесу.

Подпишитесь