Крайне интересный и исчерпывающе полный анализ этой вечной и на первый взгляд простой проблемы коррупции сделал в своем блоге публицист Михаил Макогон:
«Мне кажется, я понимаю откуда берется, в целом, терпимое отношение граждан к коррупции. Это такое эхо советской власти.
Советская система была фундаментально бесчеловечна. Просто строго следуя правилам можно было испортить жизнь кому угодно. Эта та тема, на которую даже официально можно было шутить. Такой рефрен советских комедий и эстрадной сатиры: когда кто-то обиделся и начинает поступать “как положено”.
Потому что квартира-то тебе положена. Но не положено знать когда это “положено” наступит - а, что это будет за квартира - б. Есть очередь, которая как-то официально движется, есть жилой фонд завода, а в нем - и дома улучшенной планировки в центре, и страшные как этнический геноцид хрущобы с потолками 2,35 и смежными комнатами по 10 метров, на таких мутантских мегавыселках, где ты будешь в 5 утра вставать, чтобы к 9 быть на работе.
Можно с тремя детьми 15 лет торчать в семейной общаге с одним санузлом на этаж. И все будет строго по правилам.
Все граждане мужского пола должны отслужить. С годами, чем дальше - тем больше это “все” размывалось. Но и служить можно очень по-разному. Можно при штабе группы советских войск в ГДР, можно - возле дома, в какой-нибудь Дивизии Дзержинского, а можно и в стройбате медвежьего угла за полярным кругом, где из десяти призывников семеро - выпускники воспитательных колоний для несовершеннолетних.
Все, начиная от послевузовского распределения - до санаторных путевок (можно каждое лето и в Юрмалу, можно - раз в пятилетку в загородный санаторий «Электрик» в ноябре), кухонного гарнитура и банальной еды. Всякий раз планово-распределительная система могла, строго следуя собственным правилам, повернуться к тебе такой стороной, что День Рождения станет днем памяти и скорби.
Отсюда родилась очень понятная, сформулированная в готовом виде Бродским схема: ворюга мне милей, чем кровопийца. Потому что когда администратор уренгойской гостиницы - ворюга, табличка “мест нет” - способ снять бакшиш с гостя, для кровопийцы - отправить горемыку-командировочного по 40-градусному морозу ночевать на вокзале.
Только повальная коррупция, кумовство, бесконечные знакомства через знакомства, прямые взятки - только они вносили в систему человеческий компонент, причем на всех уровнях. Потому что не положено в общагу после 23-х, ночуй на лавочке, не положено в один гостиничный номер неженатым парню и девушке.
Советский продавец, автомеханик, кладовщик, товаровед - он обогащался за счет того, что на вашем столе была колбаса, ваша машина ездила, сапоги на зиму и сандалии на пляж - для всех не были, а для вас - были.
Совсем не то - коррупция сегодняшняя. За счет чего прокурор П. или любой ему подобный прокурор, следователь, судья, ФСИНовский начальник обрастает зарубежной недвижимостью? За счет того, что кто-то садится в тюрьму, кто-то лишается собственности, какая-то несчастная пенсионерка на месте сбережений сыну-инвалиду находит долг в 75 млн. Кого-то пытают, кого-то - лишают профессии. С другой стороны - кто-то насмерть сбивает человека, прячет труп и полностью избегает наказания.
Сегодняшний ворюга - не антипод кровопийцы. Не брешь в системе, приближающий ее к человеку. Сегодняшний ворюга - это кровопийца. Его воровство построено не на том, что баночка икры у вас под куранты будет, его воровство обеспечено тем, что куранты вы встретите в СИЗО.
***
Может показаться, что проблема коррупции - это чье-то неправедное обогащение. Эту мысль радостно эксплуатируют любые пропагандисты, потому что она переводит разговор из сущностного в философско-этический. Мол, если в читателях найдется праведник - пусть первым бросит в меня камень, а дворцам чиновников вы просто завидуете.
Коррупция никогда не возникает на пустом месте, коррупционные доходы всегда эксплуатируют дефекты той системы, на которой паразитируют.
Проблема коррупции никогда не в том, что кто-то стал на миллион богаче, но в том, что этот же самый дефект, который сгенерировал миллион одному человеку - в процессе нанёс кратно больший ущерб системе в целом.
Когда менеджер по закупкам в вашей фирме берет откаты - совсем не беда, что он имеет второй, третий, десятый оклад наличными от контрагентов, дай бог ему здоровья. Беда в том, что вы покупаете не самую лучшую и не самую дешевую туалетную бумагу для гостиницы на рынке, эти параметры теряют всякое значение. Вы покупаете ту туалетную бумагу, чей поставщик купил вашего менеджера.
Именно эта механика делает коррупцию фундаментальной проблемой. Для обогащения узкого круга лиц на ничтожные, совершенно смехотворные в масштабе ВВП суммы - экономика в целом терпит ущерб макроэкономический.
Самый простой здесь пример - “Платон”. Сборы частного налога им. братьев Ротенбергов и планировались-то не выдающимися - 40 миллиардов рублей (0,04% ВВП, чуть больше годового бюджета Екатеринбурга), но на практике в 2016-2019 году зафиксировались на уровне вдвое ниже (23 млрд. в 2018), половина из которых (10,6 млрд.) возвращается оператору системы из федерального бюджета фиксированной суммой “базового вознаграждения”.
10,6 млрд. рублей, $150 млн. долларов - не такой плохой доход приближенных к государству откупщиков. Но это расходы московского бюджета за 36 часов.
Т.е., ущерб отрасли в целом, десяткам тысяч конкретных предпринимателей и их семей, рост как прямых (непосредственно тариф, приобретение, обслуживание и замена дополнительного устройства), так и косвенных (штрафы, простой от неизбежных сбоев системы) издержек, изменение структуры сразу нескольких смежных рынков (грузовик разрешенной максимальной массы 11,9 т. и 12,1 т., еще не Платон и уже Платон - это две очень большие разницы, с точки зрения коста и перспектив реализации), последовавшие протесты перевозчиков, в отдельных регионах переходившие в столкновения - все в сумме и на круг покупает друзьям президента еще одну яхту в год.
Бенефициары коррупционных доходов наносят вред даже не столько тем, что эксплуатируют дефекты, но тем, что заинтересованы и прикладывают специальные усилия для их сохранения, расширения и воспроизводства.
Блок наркотических и экономических статей УК в существующей системе никогда не будет значимо смягчен или декриминализован. Не потому что существует “общественный запрос” на крайние меры к наркоторговцам и бизнесменам-спекулянтам. Но потому что на них стоят коррупционные интересы всего силового сообщества.
Тимченко, Ковальчуки, Ротенберги - не просто эксплуатируют дружбу с Владимиром Путиным для личного обогащения. Они жизненно заинтересованы в консервации несменяемости.
Несменяемость, со всеми сопутствующими ей пороками - наносит ущерб в целые проценты роста ВВП каждый год, это триллионы долларов, которые экономика не сгенерировала. Это совсем никак нельзя сравнивать ни с чьими персональными доходами. Но концентрация коррупционных доходов дает их получателю достаточные ресурсы и влияние для сохранения статус-кво...»