"Новые Известия" -аналитика
У кого отнимут деньги
«Национальная экономика». Здесь подразумеваются различные программы поддержки бизнеса, льготы, субсидии, а также государственные инвестиции в проекты, создающие новые рабочие места. Этой статье расходов не повезет больше всего в следующем году. Расходы на неё урежут сразу на 12% (или 345 млрд рублей) до 2,551 трлн рублей. Действительно, зачем тратить деньги, если Росстат и так отчитывается о росте промышленности и небывалом росте доходов? Люди с этим не согласны, но ни Минфину, ни депутатам Госдумы это не интересно. В 2021 году расходы по этой статье тоже не будут дотягивать до нынешних показателей, выйдя на приемлемый уровень в 3,152 трлн рублей только в 2022 году.
Хотя независимый аналитик Дмитрий Милин считает, что толку от трат на эту статью все равно не было:
«Не думаю, что урезание крайне неэффективно тратящихся ресурсов по статье «национальная экономика» как-то повлияет на темпы роста в сторону ухудшения. По уму, надо было бы просто на всю эту сумму «помощи» экономике и малому бизнесу, крайне неэффективно тратящихся нашей бюрократией, сократить налоги равномерно всем», - отмечает эксперт.
Пенсии. Расходы на них практически заморожены: в следующем году расходы вырастут лишь на 20 млрд рублей (или на 0,6%). В 2021 году и вовсе сократятся на 12 млрд относительно 2019 года, а в 2022 – на все 38 млрд рублей. Вот она пенсионная реформа в действии! Пускай у людей возникают проблемы с существованием, зато бюджет экономит деньги.
ЖКХ. На этой статье расходов в следующем году тоже прилично сэкономят: сюда и так выделяют небольшие деньги, лишь 290 млрд в текущем году, а в 2020-м федеральный бюджет «расщедрится» только на 248 млрд – сокращение на 14,5%! Остаётся только надеяться, что старые трубы не прорвёт в зимние морозы (как это случилось в Самаре в прошлом январе) в регионах, где износ коммунальных сетей не менее 70%. А программу переселения людей из ветхого и аварийного жилья по состоянию на 1 октября, согласно отчётам Фонда ЖКХ, выполнили только 25 регионов. В 39 регионах уровень выполнения – 0% (ноль!). То есть не переселили ни одну семью. Ещё в 9 регионах уровень выполнения программы не дотягивает до 50%. Видимо депутаты, принимающие такой бюджет, недостаточно знакомы с реалиями жизни за пределами Садового кольца и Рублёвки.
Иван Антропов, независимый эксперт-аналитик:
«Регионы на данный момент из-за недостатка собственных доходов не способны решить все проблемы в сфере ЖКХ. Для них это слишком дорого. Кардинально изменить ситуацию может только финансирование из федерального бюджета».
Расходы на образование, спорт и субсидии регионам также идут под нож. Учебные заведения в следующем году не досчитаются почти 15% средств и получат только 886 млрд рублей вместо 899 в нынешнем году. Спортивная программа будет урезана в течение 2 лет на 30,3% - до 60 млрд рублей, а субсидии регионам сократятся с 1038 млрд рублей до 1008 млрд в 2020 году и до 995 млрд рублей в 2021 году. Зато беднейшим странам Африки на днях подарили 20 млрд долларов, это почти 1,28 трлн рублей. Долги простили им просто в рамках оказания помощи… Жалко, что Сибирь со всеми невзгодами и природными катаклизмами не в Африке.
Кому добавят
Но совокупные расходы в следующем году вырастут на 365 млрд рублей, значит должны быть статьи, по которым финансирование вырастет. И они есть.
Госрасходы на СМИ в 2020 году вырастут на 3,4% до 91 млрд рублей.
Расходы на оборону будут постепенно расти с 1,005 трлн рублей до 1112 трлн. Армия – удовольствие дорогое.
Прибавку получит и медицина: вместо 739 млрд рублей в этом году, в следующем - 990 млрд. В прочем, потом последует спад до 949 млрд рублей. Не урежут, но и этих денег катастрофически не хватает для решения проблем с зарплатами врачей и обеспечением медучреждений техникой и лекарствами. Съезд Национальной медицинской палаты недавно пришёл к выводу, что расходам на медицину требуется еще как минимум 2,7 трлн рублей. Ясно, что ни Фонд ОМС, ни регионы таких трат не потянут. И на фоне этой цифры прибавка в 251 млрд рублей выглядит несерьёзно.
Но куда сильнее вырастут расходы по статье «Национальная безопасность», которая включает финансирование Росгвардии, МВД, прокуратуры и прочих «силовиков». В этом году незасекреченные расходы по данной статье составляют 1,376 трлн рублей, в 2020 – уже 1,455 трлн, в 2021 – 1,497 трлн, в 2022 – 1,544 трлн. рублей. Итого рост на 12,2% за 3 года. Но это всё мелочи. Наибольший рост проходит по неизвестным засекреченным статьям.
Всего на силовиков, включая их засекреченные траты, в этом году потратят 5,543 трлн рублей, а в 2022 году – уже 7,145 трлн! Рост на внушительные 29%.
В общем, упорно идём к засекречиванию бюджета: в 2022 году уже треть бюджета будет находиться под грифом «секретно».
Про целесообразность не подумали
«При подготовке бюджета исхoдили из того, что он должен быть социально ориентирован - этo важнейшее направление» - заявил Дмитрий Медведев на заседании Правительства в сентябре.
Однако эксперты сомневаются, что так выглядит социально-ориентированный бюджет.
Министр экономики России 94-97 гг, научный руководитель Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Евгений Ясин отмечает, что социальным этот бюджет не назвать:
«Это в первую очередь силовой бюджет. Бюджет поддерживает силовиков, а силовые структуры поддерживают режим».
Дмитрий Милин:
«Безусловно, в России не «социально ориентированный бюджет», но в абсолютных числах наши расходы на оборону не велики и уступают даже расходам на оборону Индии и Саудовской Аравии. Но проблема в не абсолютной величине, а в относительной. В ситуации стагнирующей целое десятилетие экономики оборонные расходы относительно велики, но если бы наша экономика последние годы росла бы даже не как китайская на 6-8%, а хотя бы на 2-3% в год в среднем нынешний размер оборонных расходов был бы не столь обременительным и нам хватало средств и на образование, и на медицину, а может и пенсионный возраст поднимать не пришлось бы».
Ведущий эксперт Института современного развития Никита Масленников:
«Закрытые статьи – вечная проблема. Они постоянно разрастаются. Они связаны не только с силовиками, но и с оборонными предприятиями. К этому надо относиться «аналитически» - тут не всё так однозначно. Но всё равно это проблема. Чем больше закрытых статей, тем меньше у иностранных инвесторов мотивация вкладываться в наши проекты»
НА ЧТО НЕ ПОТРАТИЛИ, А МОГЛИ БЫ...
Эксперты считают, что можно более эффективно распределять бюджетные траты. Тем более, что деньги есть, и даже больше, чем требуется на покрытие текущих нужд. В 2019 году излишки составят 1,48 трлн рублей – это 1,4% ВВП. Если верить Минфину, в ближайшие три года доходы превысят расходы на сотни миллиардов рублей, и к нынешним «лишним» должны прибавиться ещё 1,78 трлн рублей. Этих денег хватило бы, например, чтобы каждому пенсионеру каждый месяц доплачивать почти по 2 тыс. рублей на протяжении 3 лет.
Евгений Ясин:
«Лучше, чтобы были большие доходы, и чтобы эти средства вкладывались в рост экономики. Но мы этого не видим. Политика режима заключается в сдержанном поведении и сокращении расходов. Тратить много не хотят».
Никита Масленников:
«Что касается состава расходов, то есть большие вопросы. На мой взгляд можно было бы существенно увеличить финансирование тех статей расходов, которые влияют на человеческий капитал: образование, медицина, наука. От этого зависят компетенции и квалификация людей – главное условие конкурентоспособности. Это вопрос второго чтения и существенных дискуссий».
Иван Антропов:
«В более весомом увеличении финансирования нуждается медицина. Рост финансирования в 2020 году, в лучшем случае, поможет лишь остановить рост задолженности медучреждений и притормозить развал отрасли. Но он не поможет решить даже нынешних проблем с зарплатами врачей, которые кардинально отличаются от декларируемых в худшую сторону, не говоря уже о выводе медицины на мировой уровень».
Деньги в бюджете есть, он профицитный, но при этом инфраструктурные проекты не перестают испытывать дефицит средств: в Росси по-прежнему только порядка 50 дорог соответствуют нормативам, которые предусматривают наличие ям по ГОСТу... При этом не развивается энергетическая инфраструктура: за Уралом дешёвый и удобный в использовании газ является экзотикой (дрова, уголь и мазут – вот топливо для большей части России XXI века), остаются в плачевном состоянии канализации и водопроводы. На эффект от нацпроектов рассчитывать не приходится: пока они состоят по большей части из проблем. Финансирование регионов не отлажено, а частные инвесторы не стремятся вкладывать свои деньги в предложенные проекты. Сама по себе идея использовать не только государственные деньги, но и средства инвесторов - правильная. Так и эффективность получается выше, и бюджетные средства экономятся. Нормальная мировая практика. Но в нынешних условиях замороженной экономики инвесторы не видят перспектив заработка. А государство предлагает им участие в проектах не потому, что это выгодно, а просто потому что "надо".
Инфраструктурные расходы оказываются всеми забыты где-то на задворках. У нас принято много говорить об инфраструктуре, необходимости её модернизации и восстановлении. Но при этом какие-то значимые средства на нее не выделяются.
Да, с появлением нацпроектов дело немного сдвинулось с мёртвой точки. Нацпроект по развитию магистральной инфраструктуры самый дорогой – на него в течение 6 лет должны быть потрачены из федерального бюджета 3,028 трлн. Ещё есть нацпроект по созданию безопасных и качественных дорог, на который за все 6 лет из федерального бюджета потратят только 440,9 млрд рублей. Оба эти нацпроекта занимаются лишь одним – развитием транспортных путей. Но инфраструктура – это не только автомобильные и железные дороги. Это ещё и энергетическая инфраструктура, инфраструктура сетей связи, инфраструктура для развития промышленности, авиационная инфраструктура: широчайшиий и крайне важный пласт. Но его никак не выделяют из общей массы основных статей: социалка, оборона, безопасность, абстрактная нацэкономика, экономика и обслуживание госаппарата – вот основные статьи. И никто подробно не обсуждает финансирование, например, газификации восточной части страны.
А без этого рассчитывать на то, что на инфраструктуру на самом деле начнут обращать достаточно внимания – не приходится. И нацпроекты здесь не помощники. Они постоянно сталкиваются с массой различных проблем, начиная с выделения средств регионам и заканчивая нежеланием инвесторов участвовать в нацпроектах. Как раз из-за этого тормозится развитие порта Тамань: инвесторы, которым предложили поучаствовать в проекте, не согласились с предложенными условиями.
Тем временем и в Европе, и в США инфраструктура – важнейшая точка приложения инвестиций. В Германии, по итогам 2018 года, образовался профицит бюджета в 12,8 млрд евро. Но эти деньги не были отправлены в кубышку на чёрный день, а были распределены в 2019 году на дорожную инфраструктуру, поддержку школ и оборону. В США развитие инфраструктуры стало краеугольным камнем политики Трампа: в прошлом году он лично представил масштабный план развития инфраструктуры на 1,5 трлн долларов. Вопрос расходования госсредств всегда очень волнует налогоплательщиков, даже программа медицинской помощи Обамы вызывала массу споров. Но программа развития инфраструктуры была принята очень тепло. Реальные расходы, конечно, намного меньше, но всё равно составляют значительную часть бюджета. В 2018 г на инфраструктуру было выделено 21,2 млрд долларов – это примерно 1,33 трлн рублей. Деньги пошли на дороги, развитие Интернет сетей, малых аэропортов в малонаселённых пунктах и многое другое.
ИТОГ: ТРАТИМ НА СИЛОВИКОВ И ОТКЛАДЫВАЕМ НА ЧЕРНЫЙ ДЕНЬ
Вместо этого, деньги, которые тратить можно, идут, в первую очередь, на силовиков, а которые нельзя (согласно бюджетному правилу, в следующем году нельзя будет тратить деньги, которые получены от реализации нефти дороже 42,4 долларов за баррель) – идут на покупку валюты, откладываемой в Фонд национального благосостояния. В следующем году Минфин намерен занять 2,38 трлн. рублей, а в 2021 году – 2,56 трлн. В общем, на чёрный день. Ну или на «помощь другу». Например, из средств ФНБ планируется выдать кредит Египту на льготных условиях для строительства АЭС...
В итоге, получается, что безопасность и запасы – наше всё. Минфин сверстал такой бюджет, комитет Госдумы по бюджету и налогам его поддержал, а депутаты просто заверили это решение. За такой странный бюджет проголосовало 363 депутата, а высказались против – только 62.
Депутаты настолько серьезно относятся к планированию бюджета, что даже не видят смысла приходить на обсуждение главного финансового документа страны: спикер Госдумы Вячеслав Володин раскритиковал парламентариев за прогулы в такой ответственный день. Но они, видимо, рассчитывают, что за эти три года, как это, к сожалению, происходило и в предыдущие годы такого «планирования», неизвестно сколько раз все изменится. Только вот никто не обещает, что перемены будут к лучшему. Эксперты предупреждают о возможных негативных последствиях такой безалаберности законотворцев.
Никита Масленников:
«Бюджет держит финансовую стабильность, но при экономической стагнации. Спада нет, но рост экономики около 1%. Для выполнения социальных обязательств, нам нужен рост хотя бы на 2,5%».
Дмитрий Милин, независимый аналитик:
«К сожалению нынешний профицит бюджета не является признаком здоровой экономики. Признаком здоровой экономики является устойчивый рост как минимум в 2-3% в год, чего в РФ не наблюдается уже 10 лет за которые средний темп роста ВВП 0,88% в год. Российская экономика находится в «застое» аналогичном советскому, который по сути погубил СССР в 1980-х».