Posted 7 октября 2019, 10:22
Published 7 октября 2019, 10:22
Modified 7 марта, 15:32
Updated 7 марта, 15:32
В преддверии рассмотрения в Мосгордуме бюджета Москвы на следующий год оппозиционный политик Владимир Милов опубликовал в своем блоге крайне интересный доклад о том, что вообще происходит московском городском бюджете, который власти города пытаются всячески засекретить. А ведь именно от распределения бюджетных средств и зависит все происходящее в городе, в том числе и вечное перекладывание плитки и бордюров, и «оптимизация медицины»...
Между тем, бюджет Москвы составляет почти 3 триллиона рублей, то есть почти столько же, сколько у всех Вооруженных Сил России. Или, если по-другому, на каждую столичную семью приходится около одного миллиона рублей в год. При этом москвичи никак не влияют на расходование этих денег, что это категорически неправильно – пишет Милов, перечисляя далее основные тезисы своего доклада.
1. Бюджет города утратил всякую социальную ориентированность
Более того, доля социальных расходов неизменно снижается. К примеру, в 2014 году она составляла 38% от общей суммы (16,6% образование, 13,5% медицина, 6,9% пенсии, по 0,5% - экология и охрана материнства и детства), а в 2019-м - лишь 26,6% (13% образование, 7,6% медицина, 5,4% пенсии, по 0,3% - экология и охрана материнства и детства). К тому же, на 2020-2021 гг. запланировано сокращение расходов на здравоохранение на 30 млрд рублей в год, в рамках той самой "оптимизации" медицины. Милов предлагает повысить долю социальных расходов (медицина, образование, охрана семьи и детства, экология, пенсии) до более 50%.
Особенно это касается пенсионных расходов. К примеру, бюджет Москвы на 2019 год по расходам на 70% выше бюджета 2013 года, но его расходы на пенсионное обеспечение — лишь на 30% выше. Пенсионные надбавки индексировались всего один раз, перед «выборами» 2018 года, хотя инфляция никуда не делась. В 2013 году расходы бюджета Москвы на пенсионное обеспечение составляли 7,1% процентов общих расходов городского бюджета, а в 2019 году всего 5,4%, причем на 2021-й год утверждено дальнейшее сокращение до 5,1%. Средства на это изыскать не сложно:
2. Городские расходы на благоустройство чрезмерно раздуты
Бюджет на «благоустройство» в 2019 году составляет 270 млрд рублей, причем с 2014 года он более чем удвоился, а его доля в расходах столичного бюджета выросла с 8% до 10%. На благоустройство тратится:
Бюджет на благоустройство больше:
К тому же эта программа вызывает массу критики из-за высокой стоимости, неочевидной востребованности, и массы неудобств, доставляемых постоянными благоустроительными работами.
3. Непрозрачные расходы на транспорт
Эти расходы востребованы горожанами и это крупнейшая статья бюджета. Транспортная политика (без дорожного хозяйства) в Москве стоит 400 млрд рублей, что составляет половину всех расходов страны на транспорт. Но эффективна ли она?
К примеру. компания "Мостотрест" Аркадия Ротенберга получила подряды на строительство:
Более 50 млн долларов за километр, а прогресса не видно - Москва продолжает стоять в 10-балльных пробках, а общественный транспорт в часы пик переполнен. Есть все основания утверждать, что огромные средства и идут на финансирование коррупционной составляющей, или тратятся неэффективно.
4. Низкие поступления от использования городского имущества
Правительство Москвы владеет огромным недвижимым и движимым имуществом, однако доходы от его использования составляют в 2019 году всего лишь 6,7% от общего объема налоговых и неналоговых доходов бюджета города (165 млрд рублей в бюджете на 2019 год). Причем доля доходов постоянно снижается: в 2015-2017 годах она составляла почти 8%. Это говорит о том, что правительство Москвы не выполняет своих функций по эффективному использованию городского имущества, а бюджет города лишается важного источника поступлений, причем выгоду получают сторонние лица.
5. Чрезвычайно низкая доля собственных бюджетных доходов муниципалитетов
Доля доходов местных бюджетов в общей структуре доходов консолидированного бюджета города Москвы составляет всего 0,19%, что не позволяет обеспечить нормальное функционирование местного самоуправления в городе. Нормативная база стабильной системы определения доли доходов, которые отчисляются в местные бюджеты отсутствует, а нормативы отчислений в конкретные бюджеты каждый раз вычисляются по-разному, меняясь по непрозрачным критериям.
А ведь в Бюджетном кодексе РФ сказано, что в бюджеты муниципальных районов должны зачисляться 5% от налогов на доходы физических лиц, взимаемых на территориях городских поселений.
Помимо этого, необходима передача существенных полномочий по управлению расходами на жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство на местный уровень.
6. Полное отсутствие необходимости взимания торгового сбора
В Москве введен особый региональный налог, которого нет почти больше нигде в стране - торговый сбор для малых предпринимателей, доходы от которого составляют менее 0,4% от общих доходов бюджет. При этом торговый сбор сильно препятствует функционированию малого бизнеса, хотя его фискальная значимость ничтожна и доходов в бюджет он практически не приносит. Предлагается отменить торговый сбор в Москве.
7. Отмена городских расходов на пропаганду
Расходы на пропаганду, на "господдержку СМИ" в Москве превысили все разумные пределы, не говоря о том, что город вообще не должен содержать СМИ, а должна быть конкуренция частной прессы. Москва же выбрасывает огромные деньги, за наши же налоги повсюду восхваляя Собянина. Расходы на пропаганду составляют 12,9 млрд рублей. Это:
Эти деньги необходимо перенаправить на что-то полезное для москвичей.
8. Крайне необходима нормализации бюджетного процесса
Бюджетный процесс в городе совершенно ненормален, говорю это как бывший чиновник с большим стажем. Судите сами:
Сегодняшний московский закон "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве" развязывает мэрии руки творить в плане бюджета все что она хочет. Это совершенно не сравнить с тем же федеральным бюджетным кодексом, в котором более 400 статей и который так или иначе детально регулирует многие вещи (например, нормативы отчислений в местные бюджеты). Бюджетный процесс в Москве следует признать предельно дезорганизованным, а структуру городского бюджета - не отвечающей интересам москвичей: растущая антисоциальная направленность бюджета, недофинансированное местное самоуправление, задушенный региональными налогами малый бизнес, при этом - неконтролируемые "распильные" статьи, неприлично низкий уровень доходов от использования огромного городского имущества и так далее.
Надеюсь, что вновь избранные независимые депутаты Мосгордумы поднимут обсуждение этих острых для москвичей вопросов на новый уровень, и мы сможем вернуть жителям города контроль над расходованием огромного столичного бюджета - который, напомню, формируется преимущественно на наши налоги!