Документ, по данным издания, планируется представить в среду, 16 октября, на совместном заседании комиссий СПЧ и Совета при президенте по взаимодействию с религиозными объединениями.
В СПЧ предлагают дать четкое определение понятию «экстремистская деятельность» и зафиксировать ясную трактовку нормы о миссионерстве. Причиной для совершенствования законодательства правозащитники назвали пакет антитеррористических поправок, разработанный депутатом Ириной Яровой и сенатором Виктором Озеровым и принятый в 2016 году. Этот пакет поправок, по мнению СПЧ, «открывает значительный простор для чрезмерных, необоснованных и зачастую прямо антиконституционных ограничений прав и свобод граждан, в том числе ограничений свободы совести».
Как считают в СПЧ, правоохранительные органы слишком широко трактуют «унижение достоинства людей» и «возбуждение ненависти и вражды» (ст. 282 УК РФ). Из-за этого экстремистскими были признаны, в частности, «многие религиозные тексты», запрещенные «явно без должных оснований», уверены эксперты. Правозащитники также обращают внимание, что к экспертизе текстов привлекают специалистов, «далеких от научного религиоведения». Чтобы решить эту проблему, в СПЧ предложили создать саморегулируемую организацию, которая бы сертифицировала религиоведов с учетом образования, стажа и опыта работы, ученой степени и наличия публикаций.
Помимо этого правозащитники предложили уточнить порядок полного наименования религиозной организации (на сегодняшний день он не прописан) и разъяснить, можно ли религиозным организациям проводить богослужения в жилых помещениях (сейчас их привлекают за нецелевое использование земельного участка). Чтобы «не допускать перегибов», СПЧ советует создать при Минобрнауки консультативный совет по вопросам духовных образовательных организаций.