Наказание неосужденных: почему подозреваемых ограничивают в личных тратах

Наказание неосужденных: почему подозреваемых ограничивают в личных тратах

8 октября 2019, 17:19
Конституционный суд России отклонил иск международной правозащитной группы «Агора» по поводу поправок к закону о блокировке средств и ограничении расходов граждан, попавших в список террористов и экстремистов. «Агора» направила иск о правомерности таких поправок в Европейский суд по правам человека.

Ирина Мишина

Что же на деле предлагает Росфинмониторинг? Ежемесячный лимит по тратам лиц, попавших в список экстремистов и террористов будет приравнен к прожиточному минимуму. Также у граждан, находящихся в списке экстремистов и террористов, будут заблокированы все счета и карты. Они смогут получать из своих доходов не более 10 тыс. рублей на одного члена семьи в месяц. Это ограничение в Росфинмониторинге пояснили так: « Данная мера направлена на противодействие отмыванию полученных преступным путём доходов и финансированию терроризма».

Лимит в 10 тыс. рублей был установлен еще в 2013 году, до девальвации рубля. Теперь сумму скорректируют в соответствии с прожиточным минимумом в данном регионе. Это порадует не всех. Если, например, в Москве прожиточный минимум превышает 17 тысяч руб., то, например, в Тамбове он меньше 10 тысяч руб.

На сегодняшний день в федеральном перечне террористов и экстремистов находятся больше 9 тысяч человек. В отношении многих из них ведется предварительное следствие, дела еще не переданы в суд. Граждане порой попадают в список экстремистов и террористов просто по подозрению следствия, еще до судебного обвинения. Так, в сентябре в перечне оказался фигурант «московского дела», студент политологии НИУ ВШЭ Егор Жуков. Его задержали по статье об организации беспорядков, но в ходе расследования статью сменили на экстремистскую. В этот список также попала псковская журналистка Светлана Прокопьева, которую обвиняют в «оправдании терроризма». Светлана анализировала в своей колонке причины теракта, который совершил 17-летний Михаил Жлобицкий в здании ФСБ в Архангельской области.

Журналист Светлана Прокопьева, фото "Псковской ленты новостей".

«Исходя из презумпции невиновности, которая закреплена в УК и УПК РФ, пока лицо не признано судом виновным, то есть пока в отношении него не вынесен судом обвинительный приговор, эти поправки об ограничении в средствах и о блокировке счетов – более, чем спорны. Лицо на стадии следствия никто не имеет права ограничивать в правах, это противоречит всем законодательным нормам», - заявил «НИ» юрист международной правозащитной организации «Агора» Сергей Локтев.

Кого в настоящий момент могут признать виновным в экстремизме, точно определить невозможно. Например, студента ВШЭ Егора Жукова ограничат в доходах на основании его мыслей, высказанных на видеоканале на Youtube. Журналистку Светлану Прокопьеву, против которой возбуждено уголовное дело об оправдании терроризма, также , видимо, осудят за ее мысли, высказанные по поводу взрыва, совершенного Михаилом Жлобицким в здании регионального УФСБ Архангельска. Этими мыслями журналистка поделилась в эфире «Эхо Москвы в Пскове» и на сайте “Псковская лента новостей”.

Статью, по которой проходит студент ВШЭ Егор Жуков, переквалифицировали на "экстремистскую", исходя из его мыслей, высказанных на Youtube.

«На каждом шагу мы слышим от представителей правоохранительных органов обращения к журналистам: «Нельзя никого осуждать до решения суда, нарушение презумпции невиновности карается законом!». И вдруг – закон начинает карать тех, кто еще не осужден. Я считаю, что это показательная мера, она направлена на то, чтобы дать понять, "как не следует себя вести". Если разбираться с точки зрения закона, то наложение финансовых санкций на человека, который еще не осужден судом – это противоправная ситуация, и мы обязательно будем добиваться ее обжалования в международных организациях», - заявил «НИ» адвокат Светланы Прокопьевой, юрист правозащитной организации «Агора» Виталий Черкасов. – «К примеру, есть основания полагать, что дело журналиста Светланы Прокопьевой будет прекращено за отсутствием состава преступления. В таком случае она по вине государства понесла страдания , попав под санкции, идущие в разрез с решением суда? Вообще, осуждать человека за его мысли – это нонсенс», - добавил Виталий Черкасов.

Эксперты сейчас спорят о том, что именно может быть отнесено к действиям, оправдывающим терроризм. "Скорее всего, будут действовать стандартные принципы – те же, что и при нарушении закона «Об оскорблении власти». Многое будет решать и лингвистическая экспертиза, которая уже сейчас порой затрудняется с определениями. Думаю, это общая линия запрета критики власти в целом – и в Интернете, и в СМИ», - считает директор центра правовой защиты СМИ Галина Арапова.

Так или иначе, поправки к закону о блокировке средств и ограничении в доходах лиц, подозреваемых в терроризме и его оправдании, вступают в противоречие в действующим законодательством. То, что государство считает это нормой, наводит на естественный вопрос: в правовом ли обществе мы живем, или что-то уже изменилось?

#Новости #Политика #Деньги #ФСБ #Экстремизм #Экстремизм и терроризм
Подпишитесь