Иван Петровский
Буквально через неделю в Мосгордуме сформировалась фракция «Единой России» из самовыдвиженцев, также они возглавили десять думских комиссий. Теперь даже самым доверчивым стало ясно, что вся история с этим псевдоотмежеванием от «Единой России» - банальный предвыборный трюк. "Новые Известия"опросили ведущих политологов с просто прокомментировать ситуацию.
Политтехнолог, президент Фонда изучения электоральных процессов и электоральной политики Андрей Миронов отмечает, что вариантов различных уловок может быть масса: «Партия «Единая Россия» начинает подстраиваться под протестные настроения. Тенденция отмечается последние пять лет, когда представители «ЕдРа» не ставят на своих рекламных продуктах знак своего бренда, а пытаются своё партийное членство скрывать под любыми ширмами. Только, чтобы не показать свою причастность к тем непопулярным мерам, которые ассоциируются у людей с названием партии».
Вот и «самовыдвиженцы» - далеко не единственная уловка из списка тех, которые «Единая Россия» начала использовать уже давно. Даже при беглом взгляде на историю партии, легко проследить сменяющие друг друга тренды: сначала в партийную верхушку, вхожую в парламент, активно принимали актёров и спортсменов (так попали Иосиф Кобзон, Александр Валуев и многие другие), потом был взят курс на «народность». В публичное пространство стали выходить такие люди, как Валерий Трапезников – токарь пермского завода, Валерий Якушев – заслуженный работник Уралвагонзавода.
Сначала были использованы различные селебрити для привлечения внимания, потом представители простого люда для повышения уровня доверия, а теперь вот самовыдвиженцы для минимизации массового раздражения партией.
Директор Центра развития региональной политики, политолог Илья Гращенков не видит в этом ничего оригинального и уникального: «Так действуют политические партии по всему миру, ищут «образы» и двигают их в политику, тогда как за спиной у них – бизнесмены и идеологи. У «ЕР» в этом плане все шло неплохо где-то до 2007 года, но потом она начала превращаться в КПСС».
А вот политтехнолог Любовь Якубовская тактику «Единой России» не считает правильным шагом: «Скандал с "разоблачением" в Мосгордуме самовыдвиженцев явно не добавляет очков Единой России. Я и сама оценила как перспективное направление именно самовыдвижение. Но политтехнологи «Единой России» не учли, что идея состояла в том, что самовыдвижение перспективно для оппозиционных сил. У партии власти и её продвижения есть своя специфика. Это касается любой партии, находящейся у власти достаточно длительное время. И те технологии, которые подходят для оппозиционных сил и могут их развить и продвинуть, не всегда годятся для партии власти. Между тем, технология для оппозиционных сил была механически перенесена на «Единую Россию». Получилось, как конская сбруя на корове. На любой корове, тощей или полнотелой, это смотрелось бы несуразно».
Политолог, политконсультант и член Общественной палаты РФ Екатерина Курбангалеева не считает происходящее в партии какими-то особыми специфическими уловками, и акцентирует внимание на дефиците профессиональных политиков в целом: «Говорить о «ширме» здесь некорректно. Скорее правильно говорить о трендах. Было время, когда в депутаты активно двигались артисты и спортсмены, было время - рабочие и врачи. Но это было далеко не повсеместно. А кого партия должна выдвигать? Профессиональных политиков? У нас пока эта каста не сложилась, да и не в чести. Наконец, профессиональными политиками не рождаются, а становятся, и почему врач, например, или актер таковым стать не может?»
Как заставить голосовать
Можно долго спорить о том, правильно или неправильно поступила «Единая Россия», сделав «ход конём» с самовыдвиженцами, но не будем забывать, что вариантов влияния у партии власти масса. Опросив наших экспертов, и проанализировав предвыборные кампании, мы собрали целый список возможно и эффективных, но не всегда корректных инструментов «улучшения» результатов на выборах, имеющихся в распоряжении «Единой России».
И хоть с момента распада СССР прошло уже почти три десятка лет, общемировые принципы свободного голосования просто за понравившегося кандидата у нас так и не прижились. Система координат «свой – чужой», разделяющая тех, кто за власть и против власти, живёт в нас непоколебимо ещё с царских времён.
Илья Гращенков: «Избиратель в нашей стране голосует не так, как это заложено принципами демократии. Он скорее всегда находится в состоянии «за» власть или «против» нее. Как сегодня переманить тех, кто против и чье число растет? Либо обманом, «отцепившись» от имиджа власти, критикуя ее, либо изменив отношение к ней. Первый вариант используется, но, как мы видим, работает плохо. Сегодня за власть голосуют те, кто зависит от нее или те, кем власть управляет через страхи – третьей мировой войны, повторения 90-х и т.д. Остальные – сидят дома. Но если явка вдруг реально возрастет хотя бы до 40% - результаты могут неприятными для власти, так как все, что «растет» свыше привычных 20-30% - в основном «протест».
Почему не стали играть по-честному
Варианты были разные, но резкое падение рейтингов ниже тех уровней, что были во времена неспокойной Болотной, подвигло руководство партии к таким радикальным мерам. Екатерина Курбангалеева уверена, что после проведения пенсионной реформы иного варианта развития событий, кроме падения рейтингов, быть и не могло: «Партия приняла на себя этот удар. Но партия не ликвидировалась, она сохранилась. Но сейчас она существует в иных условиях, ей просто надо понять и принять простую истину: "Единая Россия" вступает в период повышенной конкуренции для нее».
Так что попытка создать «ширму» из самовыдвиженцев была вынужденной мерой. «Из-за высокого антирейтинга, ставшего следствием «перегретости» (обманутые надежды) партию пришлось отцепить от ее главного «паровоза» – президента страны. А с лидером в лице премьера Медведева «партии власти» вряд ли стоит рассчитывать на успех. Поэтому сейчас вопрос – как модернизировать партию, дабы не распустить ее на самовыдвиженцев, которые даже при партийном контроле, на самом деле довольно плохо управляются», - поясняет Илья Гращенков.
К тому же массовое «размножение» псевдосамовыдвиженцев помогло снизить накал вокруг обвинений в нечестной борьбе: критика обрушилась на избиркомы, но обошла стороной саму партию. Если бы на выборах в Мосгордуму не допускали к выборам самовыдвиженцев в угоду членам Единой России, то это нанесло бы ещё один удар по рейтингам. А так власть всем продемонстрировала, что «самовыдвиженец» — это ещё не приговор, и все равны. Просто некоторые равнее других...
И Москва здесь не одинока. «К примеру, Забайкалье. Ни одна федеральная партия не выдвинула своего кандидата - конкурента против Осипова. Что это за выборы? В Москве ни один кандидат не шёл от ЕдРа. Кого они обманули? В Волгограде был очень сильный кандидат Таранцов у КПРФ, у СР – Калашников. Их не выдвинули на выборы и Бочаров набрал 78%! Это уже смешно!» - напоминает Андрей Миронов.
Что же будет дальше с партией и с нами
Вариантов развития событий не так много: либо «Единая Россия» отправится в погоню за рейтингами, либо вступит в открытую конкуренцию с другими политическими силами, включая по-настоящему отколовшихся самовыдвиженцев, либо же начнёт примерять на себя очередные новые маски.
Вот что об этом говорят опрошенные «НИ» эксперты.
«Сейчас, когда многие главы и даже губернаторы не готовы становиться адептами партии и работать на, а подчас и "за партию", надо уходить в электоральные инструменты. И не бояться проигрывать. Это нормально». К сожалению, это мнение Екатерины Курбангалеевой, а не руководителей партии. Для них проигрывать не нормально, поскольку они совершенно иначе видят значение партии.
«ЕР» — это не совсем партия, в ее как бы Ленинском понимании. Она не является так же партией какого-то политического типа, например, либеральной или социалистической. Единая Россия – это политический блок правоцентристского толка, который, с одной стороны, цементирует «исполнительную вертикаль» власти от Президента к Правительству и далее на местах, а с другой, обеспечивает это номенклатурное превосходства, являясь как бы партией большинства», - поясняет Илья Гращенков
Соответственно, остаётся вариант ведения борьбы не на жизнь, а насмерть. Тем более, что особо терять «Единой России» уже нечего. «Уже электорат не реагирует на действия ЕдРа и реагировать в ближайшее время не собирается. Вся проблема партии власти – уцелеть на избирательном поле. Либо пойти по пути ребрендинга, либо придумать что-то ещё. Но увлечь электоральные массы за собой – таких шансов у ЕдРа нет в будущем. На 2021 год это большая проблема», - даёт печальный прогноз Андрей Миронов.
Вопрос только в том, какими усилиями будет достигаться успех партии: очередными уловками, которые уже становятся видны невооруженным глазом все более придирчивому избирателю, или же массированной атакой на конкурентов.
Впрочем, эксперты уже сейчас озвучивают небольшие хитрости, которые помогают набрать побольше голосов:
Маленькие уловки «Единой России»,
бросающие большую тень на репутацию партии
Но это всё «технические» моменты. Эксперты говорят о более глобальных инструментах «Единой России» в предстоящей борьбе за электорат.
Илья Гращенков: «Нужно оживить само политическое поле, и самое непонятное для власти – иногда можно проиграть, чтобы потом возродиться. Так, попытка на выборах в МГД единороссов выдать себя за оппозицию была обречена на провал. Но теперь они сами могут стать оппозицией, например в том же Хабаровском крае, где все выборы выиграла ЛДПР. На уровне федеральном, что «ЕР» может предложить сегодня избирателю? На самом деле – очень многое, просто обещаниями уже никого не накормишь, нужно, как говориться, начинать по-настоящему работать.
При этом у идеологов ЕР есть надежда, что все рассосется само собой, черная полоса закончится, и рейтинг власти и партии вновь взлетит до 40-50%. Те, кто настроен более пессимистически, понимают, что без серьезных структурных реформ партию не спасти и предлагают варианты «ребрендинга», создания второй «партии власти», возрождение ОНФ и т.д.»
Андрей Миронов: «Есть несколько версий оставления ЕдРа как ведущей партии. Это создание левого и правого крыла. Но, с учётом ограниченности времени (до выборов в ГД РФ осталось всего полтора года), я думаю, что они просто не успеют этого сделать. Для того, чтобы реанимировать партию, потребуется не менее трёх лет. Этого времени у них просто нет, поэтому они, скорее всего, пойдут по сценарию восьмого сентября, за счёт фальсификата, самовыдвиженцев, ещё каких-нибудь технологий, которые мало связаны с избирателями. Будет просто накачка процентов».
Любовь Якубовская: «Всё новое это хорошо забытое старое. В конце прошлого века было такое партийное объединение «Наш дом – Россия», которое казалась тогда незыблемым столпом общества. А то, из чего позже выросла «Единая Россия», выскочило в какой-то момент как черт из табакерки и первоначально включало в свои ряды «лузеров», не сумевших пристроиться к существовавшим на тот момент элитам. Полагаю, в высоких кабинетах уже задаются вопросом «Можем повторить?».
Екатерина Курбангалеева: «Свой избиратель у "Единой России" по-прежнему сохраняется, это примерно 30%. Вряд ли что-то кардинально будут менять внутри партии. Несмотря на назревшую задачу партийной реформы в целом, скорее всего, максимум на что решатся, это на технологию новых "политиков-бройлеров" - слишком мало остается времени до думских выборов. Может попытаются быстро вырастить "партию-бройлер": в конце концов сама "Единая Россия" отчасти родом из такой партии "Единство". Тогда вполне себе жизнеспособный проект получился.
Надеюсь, что власти хватит мудрости, и она не будет пускаться во все тяжкие и пытаться химичить с подсчетом голосов. Путь с дисквалификацией, как в Москве, на уровне регистрации, тоже уже чреват».
Редакция «НИ» не смогла обойти стороной и ведущие политические Telegram-каналы. Их востребованности и популярности у аудитории позавидуют крупнейшие государственные телеканалы. К тому же, они не связаны обязательствами, цензурой и иногда обладают ценными инсайдами. Специально для «НИ» - эксклюзивные комментарии от канало «ГлавМедиа», «Кактовоттак», «Кремлевский Мамковед» и «Медиатехнолог».
Если резюмировать мнение экспертов, то выходит, что настало время меняться и работать по-настоящему (упорную работу, нацеленную на повышение качества жизни, люди точно оценят), ведь откровенные махинации на выборах могут очень сильно и неприятно аукнуться партии власти – людям надоело терпеть столь топорное и неприкрытое манипулирование. При этом страх проигрыша беспочвенен: многие ведущие партии в мире имели взлёты и падения, а в США так и вовсе демократы с республиканцами постоянно сменяют друг друга на пьедестале. Только в битве можно стать сильнее.
Но для кардинальных перемен времени практически не осталось, а значит максимум на что можно рассчитывать – «косметический ремонт» с ребрендингом. Развернут на логотипе медведя в другую сторону, и радуйтесь. Секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак уже подвёл многозначительную основу под это событие: «Это, на самом деле, не предмет нашивок и прочих вещей. Важна смысловая перезагрузка партии. Важно быть адекватным новым вызовам, которые появляются. Без смысловой перезагрузки нам сложно отвечать этим вызовам».