Евгений Колесников, Санкт-Петербург
В ночь на минувшее воскресенье петербуржец позвонил в полицию и заявил, что у дома №32 по Садовой улице «50 нерусских окружили с битами авто, слышны выстрелы». На место выехал сводный отряд вневедомственной охраны и сотрудников ППС. На месте они уже никого не застали, однако обнаружили гильзы, лужи крови, которые тянулись на самый злачный рынок Петербурга – Апраксин. Там стражи порядка по подозрению в насилии задержали 12 (по другим данным, 14) человек. Идет проверка. Полицейские не сообщают о национальности задержанных, но по просочившимся инсайдом – это граждане Узбекистана и России, зарегистрированные в республике Дагестан. По данным нашего источника на Апраксином рынке, причиной разборки мог стать передел торговли контрабандными сигаретами. Сейчас это золотая жила для торговцев, так как легальные сигареты ежегодно существенно дорожают.
Отметим, что власти Петербурга, старые и совсем новые во главе с Александром Бегловым, ведут по каким-то причинам непримиримую борьбу с легальными рынками в центре города. В этом году закрылись Невский и Стародеревенский рынки, в следующем их судьбу, скорее всего, повторят Кузнечный, Московский, Некрасовский и Торжковский. А вот нелегальный Апраксин рынок, на котором можно купить, в том числе, контрабанду и запрещенные препараты, почему-то не трогают. «НИ» уже писали о нем и отмечали, что на территории прямо в самом центре Петербурга сосредоточено несколько тысяч нелегальных трудовых мигрантов из самых разных стран. Кроме того, на Апрашке отделы «Э» полиции и ФСБ регулярно задерживают религиозных деятелей ваххабитских течений.
Кстати, полицейские нашли и пострадавших в ходе конфликта у дома на Садовой. Ими оказались два гражданина Таджикистана 39 и 32 лет, которым сейчас оказывают помощь в Мариинской больнице. У них – ножевые и травматические ранения. К слову, старший приезжий несколько лет назад был осужден в Петербурге по статье «самоуправство» условно, был депортирован. Но, как видим, вернулся.
Мнение
Муххамадназар Мирзода, лидер таджикской диаспоры в Санкт-Петербурге, бывший почетный консул Таджикистана в городе на Неве:
- Я бы не стал говорить, что причины таких драк – какой-то там криминальный передел теневого бизнеса. Или что всегда так. Как правило, это бытовуха. Кто с кем-то что-то не поделил, позвали земляков, встретились, началось. Парни горячие. Конечно, задача старших в данном случае, проводить беседы с молодежью, учить их решать конфликты цивилизованно, словами. В этом плане недоработки с нашей стороны есть, конечно. Но работа ведется, не сомневайтесь.
Почти у каждого нож, пистолет и кастет
Но куда более массовая драка между приезжими произошла на улице Салова во Фрунзенском районе в мае этого года. Там находится самая крупная в городе овощебаза, которую традиционно много лет контролируют всякие сомнительные структуры, которые при желании можно назвать этническими «бригадами». Так вот, в несколько заходов были совершены нападения, которые легко квалифицируются и как покушения на убийство, на граждан Узбекистана. Летальных жертв все же не оказалось, но нескольких человек, раненых ножами, буквально спасли в НИИ скорой помощи им. Джанелидзе в результате многочисленных сложных операций. Задержаны, потом арестованы, а ныне ожидают суда несколько граждан России, уроженцев Дагестана. Как рассказывают в полиции, на этой овощебазе идет передел сфер влияния: «уроженцы Северного Кавказа пытаются выдавить оттуда представителей силового крыла мигрантов из Средней Азии». За кого поболеем?
Корреспондент «НИ» наблюдал, как после данного ЧП базу на Салова посетила миграционная полиция при поддержке спецназа. Проверили около двух тысяч человек, находящихся на рынке. Практически у каждого южанина при себе имелся нож, у двух третей – в комплекте с травматическим пистолетом. Также никогда не приходилось видеть в одном месте столько кастетов разом. И ведь речь тут идет не о каких-то боевиках, а о торговцах, грузчиках, сортировщиках и пр. И ведь эти люди с таким арсеналом потом выходят в город…
Да, и стоит ли говорить, что многие из обитателей овощебазы находились на территории России незаконно? Миграционной службе пришлось славно поработать. Только почему такие показательные работы случаются исключительно после громких происшествий, связанных с гостями города, которые зачастую уже чувствуют в нем себя хозяевами?..
Мнение
Борис Кузнецов, в недавнем прошлом оперативный сотрудник полиции Санкт-Петербурга:
- Конечно, граждане вправе ругать полицию, когда в городе происходит такое. Отмечу чисто профессиональные сложности. В этнические группы крайне сложно внедрить своих агентов или завербовать информаторов. Это закрытые сообщества, зачастую собранные на основе родственных связей. Оперативная работа затруднительна, вот и нет информации о том, какие там течения, терки-разборки. Затруднены и допросы задерживаемых приезжих. Они тут же «забывают» русский, требуют переводчика. У нас сейчас вообще дефицит переводчиков с определенных языков – их рвут на части буквально все отделы полиции и следственные органы. И все же главная проблема не в наших правоохранительных органах – пока открыты границы со странами Средней Азии, ничего хорошего не жди. Это политический вопрос.
Мнение
С.Р., действующий сотрудник Управления ФСБ по Санкт-Петербургу:
- Бывают в городе и этнические разборки из-за старых счетов. Так, недавно в кафе повздорили и подрались группы граждан Азербайджана и Армении. Тут все понятно, Карабах. Но, конечно, основные столкновения – из-за передела теневой экономики. Она многогранна, включает в себя как «невинную» торговлю контрафактом, так и торговлю наркотиками с оружием. Также имеет место быть все тот же рэкет, и тут в городе на этом поприще чемпионы – разные «спортивные бригады», преимущественно, с Северного Кавказа. Их задача – подмять под себя всех нелегальных торговцев, но замахиваются и на большее – на те же обнальные конторы. Вот разные «крыши» и разбираются между собой.
Драка 20х20 в Озерках
Показательная драка случилась в Озерках в августе, недалеко от одноименных станций метро и нелегального рынка. По всей видимости, была «забита четкая стрелка», потому что противников было ровно в формате 20х20. В боях смешанного стиля участвовали представители Таджикистана и опять-таки Дагестана. Убедительную победу одержали последние. Три таджика угодили в больницу с различными травмами. Полиция предположила, что разборки опять-таки связаны с местным стихийным рынком, который, кстати, власти не планируют закрывать.
Но не всегда противоборствующие стороны четко разделены по этническому признаку. Так, этим летом дрались водители маршрутных такси недалеко от станции метро «Ленинский проспект». Причина конфликта – «он там не там встал, это мое место». Здесь бойцы-шоферы были разделены по командам на основе своего родного таксопарка. Впрочем, поскольку в ходу были только по нынешним меркам невинные биты, много крови не пролилось.
… В этот обзор не попали еще несколько более мелких столкновений мигрантов в последнее время, а о некоторых общественность не узнает и вовсе. В северном Санкт-Петербурге на лицо некое южное «чикаго», когда разборки приезжих криминальных структур идут нон-стоп и становятся все жесточе и наглее. Понятно, что об этом думают местные жители. Но уже радуются малому – их хотя бы пока не трогают, не режут.
Кстати
13 сентября полиция Петербурга провела масштабный рейд в Петродворцовом районе города, выискивая незаконных мигрантов. В поле зрения стражей порядка попали 365 приезжих из Средней Азии. Их искали в местах массового скопления людей, на стройках и даже среди пассажиров маршруток. Полицейские возбудились опять-таки не просто, а по случаю – серьезно пострадал их коллега. На Ропшинском шоссе в Петергофе при проверке документов трое гастарбайтеров напали на сотрудника ДПС, он получил сотрясение мозга.
В результате рейда и проверок 28 человек из стран СНГ привлекли к административной ответственности за нарушение миграционного законодательства, а 11 нелегалов по итогам проверки были выдворены за пределы России.
Пойманы и нападавшие. Возбуждено уголовное дело.