Российское избирательное законодательство признано одним из самых сложных и запутанных в мире. Каждый год депутаты вносят всё новые и новые поправки, однако, проще и понятней оно не становится. Парламентская оппозиция и не представленные в Госдуме политические силы и движения на каждых выборах обращают внимание на выявленные нарушения. В оперативном порядке их можно доносить до избирательных комиссий, а также обжаловать потом в суде.
- Мы прикладываем колоссальные усилия по защите выборов – как в ходе избирательных циклов, так и при подсчете голосования. С каждым новым нововведением в законодательстве делать это становится сложнее и сложнее, - говорит Ирина Филатова. – Минувший Единый день голосования тоже не прошел гладко. На местах всё также приходится бороться с выборными «патологиями».
Адвокат выделяет несколько самых распространенных нарушений, зафиксированных 8 сентября 2019 года повсеместно.
Аномально высокое выездное голосование (голосование на дому).
Данный вид нарушения выявлен 8 сентября во многих регионах, и события развиваются здесь по двум сценариям.
1. Урна для надомного голосования едет в автомобиле, в котором всегда есть места для провластных наблюдателей, для других же наблюдателей мест не находится. Чудеса с урнами и с его содержимым начинают твориться в момент перемещения машины между адресами. Возвращаются урны в избирательную комиссию с результатом, уже не имеющим никакого отношения к реальности.
2. Что-то неладное начинает происходить с урнами уже после возвращения с голосований на дому. Члены комиссий, получается, привозят с выездов гораздо больше бюллетеней, чем значится в реестре, сформированном по заранее поданным заявкам. Так, к примеру, в городе Пестово Новгородской области количество бюллетеней после выездного голосования превышало на разных участках на 30-40% количество заявленных в установленный законом срок надомных голосований, согласно реестру. В городе Новомосковске Тульской области на некоторых участках количество проголосовавших на дому достигало 250 человек на одном участке. А в Суворовском районе той же Тульской области на некоторых участках - до 60% населения изъявили желание проголосовать на дому. Страшно представить, что такого ужасного произошло одновременно больше чем с половиной жителей района, что они не смогли дойти до участка. Но факт остается фактом.
Нормы выездного голосования и допустимые процентные соотношения по числу жителей законом не установлены, однако показатель 20-30 человек на одном участке по устоявшейся многолетней практике уже считается внушительным.
Если рассматривать данный вид нарушения в привязке к человеческим способностям, то по разным регионам получается довольно любопытная картина. Либо члены УИКов обладают поистине супергеройскими способностями: сверхскоростью (так, в Тульской области за 2 минуты они обходили три разных дома), телепортацией (7 км от участка на селе преодолевали за 5 минут), клонированием (одновременное находились в разных квартирах), даром предвидения (к человеку, заказавшему переносную урну в 11 часов, приезжали на 2 часа раньше) и умением перемещаться во времени (выехав с УИКа в 8.50 часов, приезжали к избирателю в 8.40 часов). Либо же, что, конечно, и является истиной: результаты выборов в Суворовском, Белевском и Арсеньевском районе Тульской области были грубо фальсифицированы, и за партию власти было вброшено более 5000 голосов, считают в КПРФ.
Вбросы
Самый распространенный вид нарушений продолжает таковым оставаться. Не остались в прошлом и массовые и единичные вбросы бюллетеней. Массовые вбросы на Едином дне голосования зафиксированы в Тульской области, Мошанском районе Новгородской области, Республике Татарстан. Использовались разные виды технологий.
Подсчет результатов по закону должен проводиться немедленно после закрытия голосования, фактически же его подвешивали на несколько часов. Это выигранное время аффилированным членам комиссий необходимо, чтобы куда-то позвонить, массово отъехать проконсультироваться. Другая разновидность таких тактических пауз для организации фальсификаций: отключение электричества, внезапный визит пожарной инспекции, полиции и т.д. На отдельных участках – члены комиссий массово падают в обморок, и их увозят кареты скорой помощи. Наблюдателей при этом фактически берут измором, чтобы они измотались, ушли домой, либо потеряли бдительность.
Немало примеров такого поведения членов комиссий, к сожалению, было зафиксировано и на этих выборах.
В Южно-Сахалинске на 0.00 часов 9 сентября, то есть через 4 часа после окончания голосования, не были введены данные ни по одному участку.
Лидером вбросов ЕДГ-2019 стал Татарстан - самые грязные в этом избирательном периоде выборы. Здесь были выявлены почти все возможные виды нарушений: вбросы, карусели, нарушение порядка подсчета, удаление наблюдателей на разных этапах дня голосования. Председатели комиссий покидали участки, не проводя подсчет и не фиксируя результаты выборов, не давая копий протоколов. Особенно много нарушений было зафиксировано в Советском районе Казани и в Набережных Челнах.
Эксклюзив от Республики Татарстан: в Нурлатском районе Республики похищали даже не бюллетени, а полностью вывозили невскрытые КОИБы! Их просто физически поднимали после окончания голосования, в кольце усиленной охраны грузили на машины и увозили в неизвестном направлении. В таких случаях получить реальные результаты удается далеко не везде, а только там, где были опытные наблюдатели.
Голосование по приказу начальства
Санкт-Петербург уже не первый год – в лидерах по одной новаторской технологии. Бюджетники и сотрудники госпредприятий ходят на выборы по приказу начальства. И если раньше перед начальством отчитывались, сдавая фотографии бюллетеней с проставленной галочкой, то сегодня прогресс - на лицо. Каждому работнику государственных предприятий и бюджетных организаций заблаговременно выдается персональный штрих-код с личными данными сотрудника. А на избирательном участке стоит «пастух», который таким образом отслеживает явку своих работников на выборах. После пастух докладывает об «ответственных» и «уклонистах» высшему руководству – по числу и по фамилиям тех, кто еще не проголосовал. Ближе к концу дня могут начаться обзвоны с просьбами всё-таки посетить участок. Из года в год наказание для проголосовавших ногами бюджетников одно: невыдача премий, штрафы, взыскания, выговоры, увольнения и пр. карательные санкции (формально, полученные работником в ходе трудового процесса, при этом устно озвучивается, что премий, к примеру, лишают за прогул выборов).
Суды здесь, как показывает практика, вставать на сторону избирателей не спешат.