Популярный блогер Александр Лапшин побывал в одной из армянских тюрем и подробно описал свои впечатления от увиденного. Вот только несколько фрагментов из этого поста:
«Друзья, пожалуй эта была самая непростая "экскурсия" для меня. Армавирская тюрьма неподалеку от Еревана, где сегодня побывал, посмотрел тюрьму, условия содержания и питания осужденных, встретился с содержащимися там людьми. Более того, руководство разрешило мне пообщаться с осужденными на пожизненное заключение. Многие находятся в заключении уже более 20 лет. Разные люди, разные судьбы. Разрушенные судьбы и надежда, что жизнь подарит этим людям второй шанс.
(...)
Когда ты на свободе, то даже представить себе трудно, что значит ПОЖИЗНЕННОЕ заключение. Ну да, вы скажете, что человек убивший кого-то должен умереть в тюрьме за свои преступления. Но ситуации бывают в жизни разные. Один из людей (не буду указывать имя) 26 лет назад убил двух сослуживцев во время армейской службы, и там была тема неуставных отношений. Ему было всего 19 лет. Сегодня ему, соответственно, 45. В тюрьме прошла практически вся жизнь и он тысячи раз раскаялся в том, что совершил. Да, убитых не вернуть, слезы матерей и жен никак не компенсировать. Но должен ли такой парень закончить жизнь за решеткой - большой вопрос.
(...)
Надо понимать, что задача тюремного заключения - не месть. А перевоспитание, если это возможно. И каждый случай должен рассматриваться отдельно. Если человек переосмыслил свой поступок, если он учится и получает в заключении образование, защитил кандидатскую, он мечтает вернуться назад в жизнь и быть честным человеком - у него должен быть второй шанс. Я так думаю.
Вы скажете: "Это все бандиты, а я хороший и закон не нарушаю". Ерунда! Это вы сейчас так говорите. Завтра по пути на работу на своей машине не дай бог зазвонит телефон, вы ответите и... случайно насмерть собьёте бабушку на пешеходном переходе. И окажетесь в тюрьме. Будете хвататься за голову "Это ошибка, я не хотел, это страшный сон". Но вам это не поможет. Когда вас в наручниках повезут в суд, вы будете объяснять, что вы не преступник, а на суде будете просить вас извинить. Но вам влепят, по закону, лет семь тюрьмы, и начнется для вас совсем другая жизнь. Будете протягивать через кормушку в двери руку за тарелкой с тюремной баландой и спрашивать, нет ли для вас писем из дома. Потом привыкнете.
Кто-то в пылу гнева убил жену, изменявшую с другим мужчиной. Другой в отчаянии грабил банк, собирая деньги на операцию для умирающего от рака отца. Каждый осужденный это трагическая судьба человека, который не хотел убивать. Но это случилось.
(...)
Наваристый тюремный суп, или как его называют "баланда". Из овощей и тушенки. Это на первое. Еще есть второе блюдо, картошка либо макароны. И потом чай, или кисель. Должен сказать, что когда меня держали в белорусской тюрьме перед отправкой в Азербайджан (за турпоездку в Нагорный Карабах), то белорусы мало чем отличались от немецких фашистов и своим отношением к арестантам и даже питанием. Белорусы кормили отвратно: утром недоваренная перловая каша, в обед жиденький водянистый суп из тухлой капусты и редких кусочков картошки, вечером картофельное пюре. Иногда с дохлыми насекомыми в качестве "мяса".
Что касается моего последующего пребывания в Азербайджане, то мне никогда не забыть пригоревший рис, прилипший к дну огромной кастрюли, который азербайджанский баландёр отколупывал обратной стороной поварешки. И затем эту вонючую массу сгоревшего риса кидал мне в тарелку. Мясо? Вы шутите. В Белоруссии и Азербайджане арестанты не видят мясо годами. Даже в виде тушенки.
Армянским осужденным в плане еды можно даже позавидовать, в сравнении с другими странами бывшего Союза.
(...)
Пройдем по камерам и познакомимся с осужденными? Я попросил руководство тюрьмы позволить мне побывать в отделении для осужденных на пожизненный срок. Надо понимать, что пожизненный срок дается только за одно - за убийство. У каждого человека своя история. Где-то бытовые ссоры приведшие к трагедии, где-то чистый криминал. Спрашивать у осужденных, за что конкретно они сидят не принято. Да и какое это имеет значение в ситуации, когда человек сидит в неволе двадцать с лишним лет и все что случилось, это было в другой жизни.
Условия содержания осужденных очень даже хорошие. Просторные камеры, окна (без незаконных решеток-ресничек как в Белоруссии и Азербайджане, лишающих дневного света), холодильник, телевизор и все прочее.
Вполне нормальный туалет и душ в каждой камере. Знаете, какие туалеты в тюрьмах Белоруссии и Азербайджана? Грязное "очко" в бетонном полу за полиэтиленовой занавеской, отделяющей туалет от кроватей.
Все это напоминает скорее скромную гостиницу, а не тюрьму.
(...)
Этот парень находится в тюрьме уже 26 лет. Был осужден на пожизненное, когда ему было всего 19. История связана с армейской службой и неуставными отношениями, причем в отношении его самого. Ошибка юности можно сказать. Человек и жизнь-то толком не увидел. В 18 лет забрали в армию и потом сразу тюрьма. Но он держится. Активно учится, получил образование дистанционно, много читает и надеется, что придет его время и судьба подарит второй шанс. Все зависит от комиссии по условно-досрочному освобождению. Будем надеяться. Как раз сейчас рассматривается его просьба об освобождении.
(...)
Это комната для семейных свиданий с детьми. Раз в три месяца осужденные имеют право на длительное свидание на 1-3 суток. Они могут все три дня играть с детьми и радоваться счастью снова хоть ненадолго оказаться в своей семье.
Это комнаты для семейных свиданий, напоминающие скромный отель. Здесь можно находиться с супругой до трех суток раз в три месяца при условии хорошего поведения и отсутствия взысканий стороны администрации.
(...)
В белорусской и азербайджанской тюрьмах (в особенности в СИЗО) со свиданиями все плохо. Только через стекло и говорите с близкими через трубку. Более того, чаще всего вас вообще лишают свиданий по выдуманным из пальца причинам. Например, в Белоруссии меня держали 2 месяца и за это время всего один раз позволили свидание через стекло. Звонить домой не разрешили ни разу. Даже в Азербайджане известном своим беспределом разрешали звонить раз в неделю 15 минут. Здесь же, в Армении, во-первых можно звонить раз в неделю домой по Скайпу вот в таких комнатках. Естественно, что кроме Скайпа там ничего не работает, доступа к свободному интернету нет.
(,,,)
Это библиотека и небольшой зал для обучения студентов. Вы не ошиблись, многие осужденные на пожизненный срок обучаются дистанционно в ереванских учебных заведениях, а некоторые за время отсидки успели получить дипломы и даже кандидатские. Интернета тут нет, работа только в оффлайне. Но печатать, работать с необходимыми программами и распечатывать материалы можно.
В тюрьме несколько обычных городских телефонов, по которым осужденные могут звонить БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЙ сколько угодно раз в сутки и сколько угодно по времени. Напомню, в Белоруссии мне звонить не позволили ни разу, а в Азербайджане строго 15 минут раз в неделю под надзором кучи охранников. На стене висят графики звонков по Скайпу и дежурств по уборке. Все четко прописано...