Пытки, голод и трупы в коридорах: шокирующие тайны областной психбольницы в Саратове

14 августа 2019, 13:16
Это фото не из прошлого века. Это сегодняшний день областной клинической психиатрической больницы св.Софии в Саратове.Белье, еду для пациентов тут развозят на лошадях. Ведра с едой носят сами больные. Они же зачастую выносят трупы. Эти подробности всплыли во время суда по иску медсестры Климентовой к ГУЗ ОКПБ св.Софии.

Ирина Мишина

В Саратове – громкое судебное дело. Бывшая старшая медсестра 7-го отделения Областной клинической психиатрической больницы Ирина Климентова предъявила иск к администрации ГУЗ ОКПБ св. Софии в связи с многочисленными нарушениями. Она также рассказала в суде о травле со стороны руководства, о «тайном морге», расположенном на территории больницы, об использовании труда пациентов, о фотографиях на фоне больных, которые сотрудники психиатрической больницы выкладывают в соцсетях, что является разглашением врачебной тайны и сведений о частной жизни больных. Всплывшие в ходе судебных заседаний в Кировском городском суде подробности жизни психиатрической больницы вполне могли бы конкурировать с «палатой №6» Чехова.

«Отвратительное место. Лежала во 2-м отделении - санитарки матом кроют пациентов... Питьевой воды не хватает, персонал это видит и знает, но равнодушен. Еда - сплошные водяные каши-хлеб, "пустые" супы (за две недели ни разу мяса не дали, я не говорю уже о свежих овощах и фруктах). Туалет просто страшен - все сломано, вода течет, стульчаков нет. Ну и отдельное слово про "Умиральню". В это сложно поверить. Во 2-м отделение есть такая комната, её персонал "инсулинкой" называет. Там стоят 5-6 кроватей панцирных с матрасами. На этих кроватях сидят-лежат вповалку истощенные старые женщины без одежды. Совсем без одежды, голые. На них даже памперсов нет. Они все под себя делают. Вонь из этой комнаты стоит несусветная. Эти бабушки регулярно умирают (от истощения, по-видимому, я таких худых только на фотографиях про Освенцим видела). Иногда бабушек для умирания кладут ко всем в общую палату. Что про врачей сказать? Даже если настаиваешь и спрашиваешь, не считают необходимым сообщать диагноз, информацию о лечении. Мне сказал один диагноз, моей матери - другой».

Бывшая медсестра 7-го отделения Екатерина Осипова рассказывает: « За все время, что мы работали, ни разу не видели, чтобы главврач ходил по отделениям и узнавал, всё ли есть, как идут дела. А дела шли не очень. В нашем отделении постоянно не хватало то бинтов, то перчаток, то ватных палочек, то шприцов. Приходилось, например, ставить систему и фиксировать скотчем – не было пластыря. Не думаем, что у больницы проблемы с финансированием – просто наверняка воруют или не следят за своевременными поставками медицинских расходных материалов. В палатах было жутко душно, окна не открываются. Лежачих одиноких бабушек не моют. Если моют иногда, то разводят в ведре порошок, который разъедает кожу и льют на тело, не вытирая – всё это впитывается в памперс, в котором бабушка подолгу лежит. К мытью, перекладыванию, замене памперсов привлекаются пациенты-подростки – за сигаретку (санитарки специально для этого пачки сигарет покупают). Больных из-за нехватки коек могут положить вдвоем на одну пружинистую железную кровать. Без матраса, подушки и постельного белья … А однажды в марте, когда было обострение, за ночь привезли пять человек. Для этого сдвинули две койки и уложили на них всех пятерых».

Особо циничное отношение в саратовской психиатрической больнице к умирающим и уже умершим. «Когда человек умирает, труп выносят в коридор и ждут два часа, прежде чем вынести в морг. Как-то одну бабушку забыли передать из одной смены в другую – умерла она в семь утра и до обеда пролежала в коридоре. Когда человек умирает, его, чтобы вывезти, кладут в носилки для белья – металлические поручни, тряпичная материя. После того, как труп отнесут, носилки заносят в приемное отделение и госпитализируют на них больных, не способных ходить самостоятельно. То же с простынями, которыми накрывают труп, – их стирают и используют повторно», - рассказывает бывшая медсестра 7-го отделения психиатрической больницы Марина Осипова.

«В больнице нет своего морга, где производилось бы вскрытие и посмертная экспертиза. Существует договор с одной из городских больниц, но ехать туда 2 часа, и руководство отговаривается тем, что нет бензина, нет машин. Зато на территории больницы есть заброшенный гараж. Туда и складывают покойников. Причем, туда же относят и тела умерших в туберкулезном отделении, все покойники лежат вместе. Вы представляете, какой это источник инфекции? Я обращалась по этому поводу к главврачу больницы А.Паращенко. В ответ услышала: «А что в этом такого?». - рассказывает Ирина Климентова.

Старшую медсестру 7-го отделения Ирину Климентову уволили из ГУЗ ОКПБ св.Софии 18 февраля 2019 года по статье 81.5 Трудового кодекса ( систематическое неисполнение служебных обязанностей). Медсестра, решившая противостоять политике руководства больницы, стала, по ее словам, объектом давления. В итоге, после двух выговоров, оформленных приказами в течение трех дней, сотрудницу уволили. «Нашелся один смелый человек - медицинская сестра, которой все это не было безразлично. Ирина Климентова устала переживать за пациентов и не захотела продолжать участвовать в этом дичайшем уничтожении здравого смысла и того, чем должна быть медицина. Конечно, за свою страшную правду она тут же была уволена - несколько абсурдных дисциплинарных взысканий, и после 15-и лет безупречной работы, отмеченных грамотами и поощрениями, человек, закончивший ординартуру и аспирантуру, отдавший медицине часть своей жизни, был уволен под надуманным предлогом. Ирина подала исковое заявление в суд на администрацию больницы. Прошло уже 4 судебных заседания. Сейчас прокурор отложил слушания в связи с тем, что Ирина Климентова предоставила новые факты. 16 августа должно пройти последнее судебное заседание. Я думаю, у нее есть шанс восстановиться на прежнем рабочем месте. В любом случае «Альянс врачей» подготовит документы в надзорные инстанции - Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Роструд», - заявила «НИ» руководитель профсоюза «Альянс врачей Анастасия Васильева.

«Новые Известия» связались с Ириной Климентовой и попросили изложить причины, которые заставили ее подать на больницу в суд. «Меня возмущало использование фактически рабского труда пациентов в этой больнице. Больные иногда выполняли обязанности санитарок. Выносили мусор, вытряхивали контейнеры. Часто привлекали подростков, с которыми медперсонал «расплачивался» сигаретами. В 7-м общем психиатрическом отделении, в котором я работала, рядом лежат молодые несовершеннолетние девочки и умирающие бабушки. Я видела, как девчонки по приказу медперсонала упаковывали покойников в трупные мешки – за домашнюю еду и за сигареты. Больных постоянно не докармливают, они голодные, доступ к передачам родственников – только по специальному разрешению медперсонала», - рассказывает Ирина Климентова.

Кстати, вопрос с едой – едва ли не главная загадка саратовской областной психиатрической больницы. Если верить информации с сайта Госзакупок, в 2015 году ГУЗ ОКПБ св. Софии закупила продуктов на 2 577 865 рублей. В перечне значились , в частности, «карамель с фруктовыми, ягодными, фруктово-ягодными и желейными начинками», «кисели, желе, пудинги кисломолочные (ацидофильные, айранные, варенцовые, кефирные, простоквашные, ряженковые, йогуртные)», «макароны, изготовленные из муки твердой пшеницы высшего сорта», «печенье сдобное», «молоко сгущенное стерилизованное»… Где все эти продукты? Почему в отзывах пациентах фигурируют водяные "каши-хлеб", "пустые" супы без мяса, отсутствие овощей и фруктов?

Это не единственный вопрос к «бухгалтерии», которую ведет администрация больницы. Так, еще в декабре 2010 г. в психиатрической больнице св. Софии были вскрыты нарушения на сумму 400 тыс. рублей при осуществлении госзакупок. Об этом сообщила министр здравоохранения. По ее словам, материалы по данному факту были переданы в правоохранительные органы. Губернатор, говоря о нарушениях 94-ФЗ, отметил: «Со всеми такими нарушителями мы будем расставаться. Ими будут заниматься правоохранительные органы». Но этого не случилось. Руководство ГУЗ ОКПБ св. Софии все эти годы процветало. В 2014 году суд обязал ГУЗ «Областная клиническая психиатрическая больница Святой Софии» заплатить долги строительной фирме «Каркас». Как отмечает пресс-служба Арбитражного суда Саратовской области, медучреждение задолжало организации по двум договорам на выполнение капитального ремонта. Как стало известно, на капитальный ремонт девяти корпусов головного психиатрического учреждения области выделили бюджетные средства в сумме около 10 миллионов рублей. Ремонт провели, но почему-то после этого, во время визита в Саратовскую областную психиатрическую больницу уполномоченного по правам человека в регионе Татьяны Журик выяснилось , что износ нескольких зданий больницы Святой Софии достигает от 60 до 100%. «Осмотр показал на острую необходимость капремонта ряда корпусов, которые изношены либо наполовину, либо полностью», - констатировала региональный омбудсмен.

«Почему-то в смету ремонта не вошли окна, которые просто вываливались – их невозможно было открыть. Буфет также не вошел в смету ремонта, равно как и комната сестры-хозяйки», - рассказывает Ирина Климентова. Был случай, обошедший многие федеральные СМИ, когда в этой больнице отвалилась стена: здание буквально разваливается на глазах. Возникает закономерный вопрос: как и кем были «освоены» деньги, выделенные на ремонт больницы?

«По-хорошему, эту больницу надо вообще закрывать – она не соответствует никаким нормам. В такое состояние медучреждение пришло за 26 лет руководства ею главврача Александра Паращенко. Есть основания предполагать, что имели место финансовые махинации, если проанализировать данные на сайте Госзакупок и сопоставить с реальным положением вещей в больнице», - считает руководитель профсоюза медработников «Альянс врачей» Анастасия Васильева.

Мы попросили бывшую старшую медсестру Ирину Климентову прокомментировать фото, на котором к больнице везут на лошадях какие-то мешки. «На лошади из больницы везут грязное белье, потом, на той же повозке, вопреки всем существующим СанПиНам, пакуют чистое белье, еду. Часто ведра с едой таскают сами пациенты. Причем некоторые из них до этого меняли кому-то из соседей по палате памперсы. Стоит ли удивляться , что внутрибольничная инфекция просто зашкаливает? Лошадей используют, потому что нет бензина».

Бензина и правда нет. Для больницы. Зато только за этот год транспортное управление Саратовской области потратило почти 20 миллионов на вертолёт губернатора Валерия Радаева: в декабре этого года потратили чуть больше 1,9 миллиона, в ноябре — почти два, а в июле — 15,6 миллионов рублей.

Из отзывов об областной психиатрической больнице Саратова им. Св. Софии на интернет-ресурсе «Про докторов» : «Туалет - стульчаки отломаны, слив сломан. Тут надо добавить про пытку "запертым туалетом". Именно так. Открывают туалет санитары приблизительно раз в два часа по своему усмотрению. Точного графика нет. В остальное время делайте что хотите … Ой, на пол нельзя - это признается "деструктивным поведением" и карается "вязками". Использование труда пациентов. Мытье полов, туалетов, санитарная обработка "лежачих" бабушек, перемена им памперсов, то есть "грязную" работу санитарок и уборщиц выполняют пациенты. Их не заставляют. Им платят. Платят сигаретами. Помыл полы - держи 2 сиги, помыл бабушек - на еще 2. Сигареты - это больничная валюта, как в тюрьмах. Врачи об этом прекрасно знают, но предпочитают на это закрывать глаза. Нехватка питьевой воды. Также заметила, разделение пациентов на группы: кто "дал на лапу", а кто нет».

«Больничные туалеты иначе, как издевательством над пациентами не назовешь. Нет разделения на мужской и женский туалет, он общий для всех пациентов», - рассказывает Ирина Климентова. – «Даже в исправительных колониях в камерах соблюдается приватность. Ее отсутствие в местах лишения свободы считается по закону нарушением. А тут вроде бы даже не тюрьма, но происходит такое унижение людей», - считает Климентова.

Конфликт медсестры с руководством обострился в момент прихода в отделение №7 новой заведующей. В частности, новая глава отделения, со слов уволенной медсестры, не принимала дисциплинарных мер, когда сотрудники нарушали режим врачебной тайны, публикуя фото с пациентами, новая заведующая самостоятельно определяла размер зарплат сотрудников и разрешала использовать физический труд больных.

«Новые Известия» решили узнать точку зрения на факты, изложенные бывшими сотрудниками и пациентами областной психиатрической больницы, у ее бессменного руководителя Александра Паращенко. Но его телефон не отвечал. День, другой, третий… Молчали телефоны двух его приемных, указанные на сайте больницы. Не отвечали и его заместители – Ирина Ивлева и Кирилл Аредаков. Когда мы дозвонились до Приемного отделения, нам ответили, что в Саратове якобы «прошел ураган, буря повредила коммуникации, телефоны и интернет у начальства не работают». «Но почему в таком случае исправно работают телефоны в приемном отделении?»- поинтересовались мы. В трубке замялись, но потом ответили: «Так они … в другом корпусе сидят». И пообещали передать руководству нашу просьбу о комментарии, записав телефоны. Однако, ответа от руководства ГУЗ ОКПБ св.Софии мы так и не получили.

Что касается «бури с ураганом», мы специально зашли на сайт Гидрометцентра, чтобы узнать, что за непогода обрушилась на Саратов. Однако, по данным метеорологов , с 8 по 13 августа (мы пытались дозвониться до ГУЗ ОКПБ св. Софии в этот период) в Саратове было солнечно, без осадков, температура воздуха от +18 до +29.

Главврач больницы Александр Паращенко общается , как мы заметили, с избранными журналистами, на неудобные вопросы предпочитает не отвечать. Так, в интервью одному из городских СМИ он отозвался о судебном иске Ирины Климентовой к больнице, которой он руководит уже 26 лет, так: "Она ( Ирина Климентова – прим. редакции) говорит, что ее уволили за негативную статью, которая была опубликована в СМИ с ее слов. На самом деле ее уволили за многочисленные нарушения трудовой дисциплины, которые она допускала систематически и задолго до публикации. Было бы непорядочно афишировать эти нарушения, но думаю, на суде мы расставим точки над i". – Так комментирует причины конфликта г-н Паращенко. При этом Александр Феодосьевич отчего-то не упоминает, что за все 15 лет работы Ирины Климентовой в ГУЗ «ОКПБ» с его стороны не было претензий. Напротив, благодарности и грамоты – до тех пор, пока опальная медсестра не придала огласке происходящее в больнице.

В распоряжении «НИ» оказался ответ Министерства здравоохранении Саратовской области на критику в адрес областной психиатрической больницы св. Софии. В нем, в частности, говорится: «В соответствии с приказом министерства здравоохранения Саратовской области от 08.04.2019 г. № 43-вк проведена внеплановая выездная проверка качества и безопасности медицинской деятельности в отношении ГУЗ «Областная клиническая психиатрическая больница св.Софии»… Нарушений стандартов оказания медицинской помощи, утвержденных приказами Минздрава России, в части диагностического обследования и медикаментозного лечения не установлено. Принудительный труд пациентов в больнице не используется. Одним из видов социальной реабилитации является трудотерапия. Больные привлекаются к работам с их согласия и по желанию. Организация питания соответствует требованиям Приказа Минздрава РФ». «Учитывая вышеизложенное, нарушений законов об основах охраны здоровья граждан в РФ и о психиатрической помощи …по результатам проверки в ГУЗ «ОКПБ» не усматривается».

Однако, некоторые пункты заключения областного Министерства здравоохранения поставили под вопрос в Управлении Роспотребнадзора по Саратовской области. Надзорное ведомство направило в адрес главного врача ГУЗ «Областная клиническая психиатрическая больница святой Софии» Александра Паращенко предупреждение о недопустимости нарушения обязательных требований при обращении с медицинскими отходами. Об этом говорится в письме за подписью главного государственного санитарного врача Саратова Николая Павлова. Поводом послежила публикация ИА «Свободные новости» от 25 июня под названием «Костры, шприцы и принудительный труд. Новые нарушения в психбольнице». В распоряжении СМИ оказалось видео, на котором запечатлено, как пациентка больницы под надзором санитарки отделения №1 везет мусорный мешок, вытряхивает из него мусор в обычный открытый бак с буквой «А», а пакет кладет обратно в тачку. В Роспотребнадзоре обращают внимание, что согласно требованиям СанПиНа, медицинские отходы необходимо утилизировать в завязанных пакетах, на которых указан класс опасности, в закрытые контейнеры. Кроме того, выбрасывать мусор в больницах должны сотрудники, которые прошли инструктаж, а не пациенты. Также в кадр попали большие кучи мусора, одна из которых была подожжена. На свалке были видны пакеты для отходов опасности класса «Б», медицинские перчатки, упаковки от лекарств.

Администрация саратовской областной психиатрической больницы получает финансирование частично по каналам ОМС, частично – из бюджета региона. Понятно, что идеальных условий, особенно в условиях оптимизации, никто не ждёт. Однако, возникает вопрос: почему при таком количестве негативных отзывов и критике со всех сторон администрация больницы, вместо того, чтобы признать недостатки и начать их исправлять, попросту уходит от ответов? Почему дело дошло до обрушения стен больницы? Кто персонально за это в ответе?

Тут можно было бы поставить точку, если бы не одно обстоятельство. 19 марта из саратовской психиатрической больницы Святой Софии сбежали два несовершеннолетних пациента. В министерстве здравоохранения подтвердили эту информацию. Поразила реакция главного врача скандальной психиатрической больницы Александра Паращенко. «Ничего страшного», —сказал он. И добавил: «Не первый раз сбежали. А у нас что? А это больница».

Из больницы, в которой пациенту хорошо, не сбегают, это во-первых. Во-вторых, побег человека, находящегося на лечении в психиатрической больнице, это возможная угроза обществу. А в-третьих, очень странно, что на безразличное отношение главврача этой больницы к пациентам никто из руководства Минздрава до сих пор не обратил внимания.

#Общество #"оптимизация" медицины #Новости #Здравоохранение #Саратов #Медицина
Подпишитесь