Posted 22 июля 2019, 12:52

Published 22 июля 2019, 12:52

Modified 7 марта, 15:33

Updated 7 марта, 15:33

Никто не хотел признавать: детей в больнице Благовещенска годами заражали гепатитом С

22 июля 2019, 12:52
Сюжет
Болезни
Местные власти уже много лет не хотят признавать свою вину за произошедшее

Подробности страшной истории о том как страдающих онкологическими заболеваниями детей в областной детской больнице Благовещенска в течение долгого времени заражали гепатитом С опубликовал сайт Русской службы ВВС. Всего потерпевшими было признано более ста человек! Причем их родители по меньше мере с 2012 года пытались обратить на это внимание медицинских властей не только города и всего Амурского края, но и Владимира Путина, но все было тщетно.

Гепатит С – заболевание не менее опасное, чем рак. Проблема в том, что он может очень долго развиваться в организме, не давая никакой симптоматики, а потом оказывается, что печень пораженного им человека разрушена. Особенно опасно это на фоне других заболеваний, и, в первую очередь - онкологических.

Заболевание передается тремя путями: при попадании инфицированной крови в кровь здорового человека, при незащищенном сексе или от матери к ребенку во время беременности и родов. Наиболее активно гепатит С передается именно через кровь. В том числе и при небезопасном осуществлении инъекций, оказании небезопасной медицинской помощи и переливании непроверенной крови».

Вирус гепатита С не живет вне своей среды, для его передачи кровь должна быть незасохшей. Большой объем не нужен - это могут быть следы крови, в принципе не заметные невооруженным глазом. При комнатной температуре вирус способен прожить несколько часов.

В России гепатит С чаще всего передается при употреблении внутривенных наркотиков. Медицинская передача также теоретически возможна, однако в современном мире она не должна происходить в принципе, объясняет эксперт. Санитарные правила и нормы разработаны так, что даже если в больничной палате рядом с вами окажется человек с гепатитом С или ВИЧ, угрозы заражения не должно быть ни для других пациентов, ни для врачей.

По сведениям же «Коммерсанта», в качестве основной версии инфицирования детей в Благовещенске следствие рассматривает «использование нестерильных медицинских инструментов» и расходных материалов.

Родители, лежавшие в отделении со своими детьми, а также сами дети, с тех пор успевшие стать совершеннолетними, рассказали ВВС, что в разные годы наблюдали вещи, которые они считают нарушением санитарных правил.

Так, по свидетельству одной из мам, медсестры не меняли перчатки после каждого пациента: «Она их просто протирала: спиртовая ватка была, человек шесть стоит, она протрет перчаточки, и в этих же перчаточках дальше.

Я видела кровь на лотках. Не то что лужа прямо, конечно, а кровь, которую ваточкой пытались стереть и до конца не стерли...»

Информация о том, что у детей, в разные годы лечившихся от рака в Амурской областной детской клинической больнице, впоследствии диагностировали еще и гепатит С, появилась в СМИ только в декабре 2018 года. Однако, как стало известно журналистам ВВС, родители обращались в официальные инстанции Амурской области с просьбами найти источник заражения детей долгие годы.

Самый ранний из документов, копии которых имеются в распоряжении Би-би-си, относится к ноябрю 2012 года. Его автор, мама одного из зараженных детей написала заявление в Роспотребнадзор с требованием найти источник инфицирования ее дочери.

После проверки выяснилось, что гепатитом С оказались больны две палатные медсестры и сразу 25 детей, лежавших в онкогематологии - то есть практически все.

Комиссия решила, что «не исключена возможность заражения в онкогематологическом отделении». Но при этом, по мамы, написавшей заявление, единственным итогом расследования стало, что при последующих обращениях в больницу ее мать регулярно доводили до слез: «Мать обвиняли, на мать огрызались, она каждый раз шла туда с трясущимися руками, как на гильотину».

В декабре 2015 года новое заявление уже от матери другого ребенка было направлено в том числе и в электронную приемную президента России Владимира Путина, его перенаправили в минздрав Амурской области, и оно вообще осталось без ответа!

Эти издевательства продолжались вплоть до конца 2018 года, когда родители пострадавших не объединились и не написали совместное обращение, добившись возбуждения административного дела по статье 6.3 КоАП ("Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения"). Рассмотрение проходило в офисе Роспотребнадзора в Благовещенске.

В результате расследования, вину больницы признали доказанной и приговорили лечебное учреждение к максимальному по этой статье штрафу в двадцать тысяч рублей. На следующий день о нарушениях рассказал радио «Говорит Москва» губернатор области Василий Орлов.

Но уже через несколько дней главный врач Руслан Белоус дал интервью региональному сайту «Амур.инфо», в котором опровергал многократное использование перчаток и катетеров и утверждал, что проверка базировалась на личностных и необъективных данных от родителей. «Эта информация отчасти носит необъективный характер. Мы должны говорить не о заражении, а о выявлении. Мы работаем согласно определенному регламенту, СанПиН, которые нам позволяют на 99,99 процента это исключить. В медицине нет 100-процентного результата».

Таким образом издевательства продолжились. Вплоть до марта 2019года, когда «Коммерсант» и сообщил, что заразилось более ста детей, а не 26, как сообщали местные власти. В тот же день главный врач больницы Руслан Белоус заявил «Интерфаксу», что обилие новых случаев гепатита С связано «с улучшением качества диагностики», и упомянул, что дети «в период, предшествующий заболеванию, проходили курс лечения в медицинских учреждениях городов Москва, Санкт-Петербург и Адлер».

Однако, как незадолго до этого установила проверка Росздравнадзора Амурской области, как раз диагностика в больнице оставляла желать лучшего. В отчете на сайте Генеральной прокуратуры указано, что больницей «не соблюдаются сроки обследования на вирусный гепатит", "не соблюдаются нормативные требования по профилактике вирусного гепатита С», а также «не осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности <...> в части контроля по вопросу диагностики и расследования случаев инфицирования гепатитом С детей онкогематологического отделения».

Была уволена врач, руководившая эпидемиологическим отделением больницы, снята с должности заведующей отделением Ирина Батурская и объявлен выговор замглавврача по лечебной работе. Сам же Руслан Белоус от комментариев в СМИ отказался. В апреле министр здравоохранения Амурской области Андрей Субботин дал интервью «Амур.инфо» и вовсе рассказал, что гепатит С «не представляет для организма смертельной угрозы» и предположил, что «раскачка» может быть выгодна одной из политический партий, которая нарабатывает себе очки на этой ситуации». «Большинство родителей настроено на позитив. Но некоторые имеют особое мнение - что ж, это их право. Не принимают в обществе?! У ВИЧ-инфицированных нет особых проблем с коммуникацией по большому счету. А с гепатитом и подавно», - рассуждал министр.

Месяц спустя он ушел в отставку.

Нынешняя и.о. министра Евгения Жарновникова от интервью Би-би-си отказалась, уточнив, что «по завершению объективного и всестороннего расследования и при наличии оснований министерством здравоохранения Амурской области будут приняты все меры по привлечению виновных к ответственности».

В пресс-службе губернатора Амурской области Василия Орлова корреспонденту Би-би-си сообщили, что так как «тема больная», власть по ней общается со СМИ только в режиме пресс-релизов. Последний из пресс-релизов посвящен лечению детей: терапию получат 27 человек.

Еще недавно гепатит С считался неизлечимым заболеванием, однако в 2013 году были изобретены (а позже и сертифицированы в России) препараты прямого противовирусного действия, эффективные и легко переносимые. Есть только два но: стоимость курса доходит до полутора миллионов рублей, а главное, большинство из этих препаратов не зарегистрированы в России для лечения детей и сегодня возможностей лечить гепатит у детей до 12-14 лет очень мало.

Почти во всех семьях, с которыми общалась корреспондент Би-би-си, инфицированным детям до 12 лет ждать еще долго. При этом в обращении к губернатору Амурской области в мае 2019 года родители указывали, что у нескольких детей уже обнаружен фиброз печени. Есть дети, которым, по словам родителей, из-за гепатита С приходится сдвигать курсы химиотерапии, так как сначала требуется нормализовать показатели печени.

В обращении к губернатору родители сообщали, что «ответы Минздрава по поводу лечения детей размыты и неконкретны» и настаивали на необходимости принять региональный закон о медицинской помощи, который включал бы в себя поддерживающую терапию до 12-летнего возраста, лечение препаратами прямого действия за счет бюджета и письменные гарантии правительства Амурской области, выданные на имя каждого ребенка.

«У детей повсеместно проблемы социального характера: к детям не приходят на день рождения, в школе откровенно гнобят, - также сообщается в обращении. - Про стресс, который получают в этой ситуации родители, говорить не приходится».

Весной родители начали массово идти в суд с исками о компенсации морального вреда; всего их подано около тридцати. Ущерб от заражения каждого ребенка истцы оценивают в 10 миллионов рублей. «Мне не деньги важны, мне важно, чтобы их жестче наказали за это, а чем дороже это будет стоить, тем жестче будет наказание» – говорит одна из матерей.

Сейчас потерпевших уже более ста человек, утверждают в Следственном комитете, но подсчетам родителей, число инфицированных детей может перевалить за полторы сотни.

Подпишитесь