Диляра Тасбулатова
Вопрос - какой, по вашему мнению, советский фильм мог бы стать чемпионом по количеству просмотров на ютубе - вы бы наверняка ответили: «Ирония судьбы».
Или любой другой фильм Рязанова, а может, Гайдая: кроме них, никто не снимал национальные хиты.
Гайдай даже переживал, когда ему ставили в вину «легковесность», понимая, что он не Тарковский. Хотя зачем, казалось бы, Гайдаю быть Тарковским? Или, наоборот, Тарковскому - Гайдаем? Оба, на мой взгляд, равноценны. Правда, ценность Гайдая, как это ни странно, не всегда была очевидна: как сказал Андре Моруа, как правило, все предпочитают людей скучных.
Причем на словах, а сами с удовольствием и в который раз пересматривают «легковесные» фильмы.
Вообще понятие «национального хита» вещь непростая: в каждой стране есть свои хиты, и их бешеная популярность непонятна иностранцам. Увидев, над чем сходят с ума русские или поляки, финны или шведы, представители других национальностей недоуменно пожимают плечами.
Когда-то в программе ММКФ была рубрика «Национальный хит», ради которой тогдашний худрук Госфильмофонда Дмитриев доставал из загашников эти самые хиты, один другого непонятнее (ну, для нашего восприятия).
В общем, пора раскрыть карты: главный наш хит, как выяснилось, - принадлежит авторству не Гайдая и не Рязанова, а …Меньшова.
И это не «Москва слезам не верит» (!!!)
А, вы будете смеяться, «Любовь и голуби»: 20 миллионов (!?) просмотров.
И это только на официальном сайте «Мосфильма» (правда, неизвестно, может это совокупная цифра, смотря как работает счетчик).
Там же, на сайте, пишут:
«Интернет совершил революцию в дистрибуции фильмов. Благодаря Всемирной паутине удалось достичь того, что неподвластно средствам традиционного кинопроката».
Любопытно все-таки, почему именно «Любовь и голуби». Фильм, конечно, обаятельный, остроумный, кастинг выше всяких похвал (здесь даже средний артист Михайлов на своем месте), сюжет – тоже. Шукшинская ирония над «городскими», над образованщиной (в лице неповторимой Гурченко, актрисы и комедийной, и какой хочешь, она всё умела), но без апологетики деревни, как основы «нравственности» и «скреп»; простой, но изящный юмор, точность характеристик героев… Ну и прочее, вплоть до неожиданного интеллигента Юрского в роли деревенского дедушки.
Однако этого достаточно и в других картинах советского периода, - победителем же стал именно «Любовь и голуби».
Слегка недотягивает до абсолютного «кассового» чемпиона «Иван Васильевич меняет профессию» (18, 9 млн просмотров) и «Операция Ы» (18 млн).
И это притом, что Гайдай, конечно, мастеровитее, и «Иван Васильевич» - сложнее и по форме, и по другим компонентам. К тому же Гайдай – профессиональный комедиограф, это и ребенку ясно.
Я, честно говоря, думала, что победить бы должна, судя по всему «Бриллиантовая рука» или «Кавказская пленница».
Или такие шедевры Рязанова, как «Берегись автомобиля» и «Старики-разбойники» (это мои любимые фильмы, нисколько не устаревшие и абсолютные, совершенные).
Однако рассуждения здесь излишни: мы имеем дело с феноменом, и почему этот феномен таков, понять, наверно, сложно.
Видимо, именно эта картина, при всей своей «незатейливости», отвечает каким-то глубинным, подсознательным импульсам русского народа: настолько, что даже история советской Золушки в другом хите Меньшова или рождественская сказка, новогодняя элегия Рязанова проиграли истории деревенского адюльтера.
Не говоря уже (хотя странно) о других фильмах Рязанова, «Стариках» и «Автомобиле».
И как бы ни кривились снобы (не скажу, что это мой самый любимый фильм на свете, хотя симпатичный, не спорю), факты, как говорится налицо.
Приз, как говорится, в студию.
Никто никому не подсуживал, «админресурс», как в случае с позорной победой дочери Алсу, не включал, ботов не нагонял: и вот вам объективная картина.
Ладно Меньшов, в Фейсбуке как-то шла длинная переписка по поводу фильма «В джазе только девушки», и какие-то снобствующие дамы (причем не те, кто видел всего Бергмана, заметьте) назвали этот шедевр пустячком на потребу. Но, при всем моем уважении, Меньшов все-таки не Билли Уайлдер, величайший из величайших, классик, чьи комедии вошли в золотой фонд мирового кино. И «В джазе», извините, - не только национальный хит, но еще и универсальное высказывание. Фильм, ставший культовым по обе стороны океана, снятый по времена, когда Голливуд определял многое в мировой табели о рангах.
Что тут скажешь?
Факт очень, на мой взгляд интересный. Более того, если бы голосовали (ну, самим фактов просмотров) условные интеллигенты, не думаю, что в лидеры выбился бы какой-то один фильм. Разброс бы был колоссальный: не факт, что «Андрей Рублев» (самый, возможно, великий фильм за все существование советского кино) победил бы с таким отрывом. И не факт, что за ним бы шли «Тени забытых предков» и «В огне брода нет».