Евгений Колесников, Санкт-Петербург
Маршрутные такси – транспорт весьма специфический, вызывающий массу нареканий, как от населения, так и от чиновников с ГАИ. Однако во второй столице именно на маршрутках держится транспортная связь города и его многочисленных пригородов. Что касается новой концепции развития общественного транспорта, то ее можно охарактеризовать, развернув известный тезис Ленина на 180%: лучше больше, но меньше.
Мегаавтобусы будут ходить медленно
Это, прежде всего, касается муниципальных автобусов. Смольный обещает закупить 2,3 тысячи новых автобусов (выпуска не позже 2018 года) повышенной вместимости. Замысел прост – число транспортных средств сократить, но использовать самые большие, имеющиеся в природе, которые вместят разом до 150 пассажиров. Конечно, это с одной стороны хорошо. Но с другой, такие мегаавтобусы не отличаются большой маневренностью, кроме того, время остановок непременно вырастет. Все это приведет к тому, что петербургский общественный транспорт будет ходить медленнее, чем сейчас. Этот факт, безусловно, раздражит многих петербуржцев. Главное, у горожан не останется альтернативы в виде маршруток. Смольный отменяет 280 маршрутов, которые обслуживали частные перевозчики. Причина – якобы на этих маршрутах «тэшки» дублируют городской транспорт. Конечно, к маршрутным такси у властей и простых пассажиров много претензий – многие машины старые, почти все водители – мигранты с явными пробелами в знаниях ПДД, микроавтобусы играют на дорогах «в шашки», чем создают аварийные ситуации. Однако чего у маршруток не отнять – ездят они быстро и часто.
Эдуард Батанов, вице-губернатор Санкт-Петербурга: - Да, количество транспортных средств в абсолютных цифрах согласно новой транспортной концепции города, должно сократиться. Конкретно из 6,3 тысячи транспортных средств на улицах города должно остаться 4,1 тысячи, зато из них 3,5 тысячи должно быть большой вместимости. Для этого городским перевозчикам необходимо 2,3 тысячи новых автобусов. Этот шаг позволит сократить сегодняшнее дублирование маршрутов в 2 раза. Что касается отказа от маршрутных такси, то это решение оздоровит ситуацию на петербургских дорогах, потому что сейчас, по статистике ГИБДД, до 30% всех аварий происходит с участием маршруток, и, как правило, по вине их водителей.
Более того, именно маршрутные такси зачастую связывают Петербург с его многочисленными пригородами, которых под сотню. Общественный муниципальный транспорт ходит редко, особенно днем, и опять же крайне медленно. А в пригородах проживает около полумиллиона петербуржцев, большинство из которых трудоустроено в городе. Кроме того, в летний период в пригороды, расположенные на берегу Финского залива, ездит большое количество отдыхающих. Как теперь горожане, регулярно курсирующие этими маршрутами, будут обходиться без маршруток? Выяснится, как говорится, эмпирическим путем.
Новая концепция работы наземного транспорта Петербурга стартует с 2020 года. А госконтракты с транспортными компаниями и парками будут заключены уже к 1 октября 2019 года. Кстати, в концепции развития городского транспорта, которую готовили специалисты ГКУ «Организатор перевозок» (подчинено комитету по транспорту), уже заложена и прибыль перевозчика – 9,6% от стоимости соглашения.
«Безальтернативный транспорт, как в СССР – и это в 21 веке!»
Надо отметить, что революционная смена политики властей в области пассажирского транспорта была принята в летний сезон и как-то втихаря от населения, как показалось. Большинство петербуржцев еще слыхом не слыхивали о том, что муниципальный транспорт фактически сокращают на треть, а маршрутки и вовсе отменяют (запрещают) чуть ли не в полном составе (за ними останется не более 60 маршрутов). Вот будет сюрприз после длинных новогодних каникул!
Владимир Валдин, эксперт петербургской общественной организации «Транспорт и город»: - Когда-то Ленинград называли трамвайной столицей мира, и не случайно. Протяжённость трамвайных путей на конец 1980-х составляла около 400 км. Сейчас – 228 км. Рельсы в нулевые снимали в угоду частному транспорту – чтоб трамвай не мешался, не создавал пробки, ведь выделенные линии для электрического транспорта в северной столице можно пересчитать по пальцам одной руки. И троллейбусы тоже попали под раздачу. Потом была концепция сделать основным общественным транспортом метрополитен, как в Москве, благо при губернаторе Валентине Матвиенко Петербург не бедствовал. Но сейчас строительство новых станций идет туго. В генеральном плане правительства как-то совсем забыты троллейбусы и трамваи. Если убрать маршрутки с некоторых улиц, то автобусы могут не справиться, нужна поддержка электрического транспорта. Но ничего про это я в документе не вижу.
Зато специалисты бьют тревогу уже сейчас. Василий Киселев, председатель «Ассоциации перевозчиков пассажиров», сам задает вопросы нашему корреспонденту: «Вот станет в следующем году меньше автобусов, пусть они и будут большей вместимости. И что это даст? Не кажется ли вам, что очереди на остановках, как в советское время? Вот власти говорят, что убирают коммерческий транспорт с тех маршрутов, где уже есть муниципальный транспорт. Мол, чтобы не было дубляжа. Но чем плох дубляж? Тем, что у людей есть выбор? А не кажется ли, что город просто хочет перезапустить коммерческие потоки от частников в свой карман? Безальтернативный транспорт, как в СССР – и это в 21 веке! И еще не замечаете ли вы, что власти жестко подталкивают горожан к тому, чтобы они чуть не в полном составе пересаживались на личный транспорт? Ведь общественного становится все меньше, строительство новых станций метро буксует, а ведь город разрастается, фактически соединяясь с Ленинградской областью. Людям надо покрывать большие расстояния. А зачем властям тратиться на общественный транспорт – лучше сделать так, чтобы горожанин сам тратился на частный автомобиль. И чего после этого удивляться гигантским пробкам и тому, что город превратился в одну большую парковку?..»
Что ж, ждать первых результатов транспортного эксперимента осталось всего полгода. Отметим, что до губернаторских выборов, которые состоятся 8 сентября, Смольный секвестрировать муниципальный и коммерческий транспорт не стал – по вполне понятным причинам.