Posted 16 июля 2019, 09:42
Published 16 июля 2019, 09:42
Modified 7 марта, 15:38
Updated 7 марта, 15:38
Евгений Колесников, Санкт-Петербург
По каким-то причинам Жилищный комитет администрации Санкт-Петербурга проигнорировал официальный запрос «НИ», в котором чиновникам задавалось всего два вопроса: сколько в Петербурге всего лифтов и сколько из них выработали свой срок эксплуатации? Впрочем, данные цифры не особо секретные. Если верить открытым источникам в Сети и СМИ, в северной столице около 41 тысячи лифтов, из которых около 15 тысяч являются «просроченными». По данным же Городского центра экспертиз, независимых экспертов и следователей, проводивших проверки лифтов, в Петербурге изношено 49% подъемников! Что говорить, если кое-где в северной столице до сих пор функционируют лифты, вывезенные трофеями из Германии ... в 1945 году. Согласно профильным техрегламентам, срок эксплуатации лифта составляет 25 лет, а дальше, в теории, он отправляется на металлолом либо серьезно модернизируется.
«На практике не происходит ни того, ни другого, - рассказывает нашему корреспонденту сотрудник одного из питерских жилкомсервисов Антон Н. – Наши сотрудники, и смежники в других районах, как правило, на глазок составляют акт, что лифт содержится в надлежащем состоянии, исправность его подтверждается практически, и на год вопрос закрыт. Новый лифт нам просто никто не даст – дорого».
Насколько дорого? Один лифт стоит от двух миллионов рублей. В результате старые лифты часто ломаются, пожилые люди и инвалиды мучаются на лестницах или вовсе не выходят из дома, прося купить продукты соседей. Но и это еще не самое страшное.
Смерть в шахте
Неисправный лифт – штука очень опасная. Недавно в Москве жительница одного из домов лишилась пальца, когда лифт самопроизвольно закрыл двери и поехал. В Петербурге же 10 лет назад кровавая трагедия разыгралась в доме №45 по 10-й линии Васильевского острова – тогда взбесившийся лифт, который спутал все свои настройки, буквально затянул пенсионерку Нину Сергееву в шахту – она погибла от потери крови на глазах малолетних внуков. Самое удивительное, что лифт-убийцу не стали списывать в утиль, его отремонтировали и запустили вновь. Кроме того, во время следствия выяснилось, что лифт был уже 10 лет как «просрочен» и не имел разрешения на эксплуатацию от Ростехнадзора.
Петр Харламов, гендиректор ассоциации «Российское лифтовое объединение»: - С лифтами у нас беда по всей стране. Каждый третий лифт в России - с истекшим сроком годности, то есть старше 25 лет. Но в Петербурге эти цифры еще выше. Лифты не только часто ломаются, они опасны для жизни людей. Бывает, управляющие компании или жилкомсервисы, отвечающие за состояние лифтов, в целях экономии не приглашают профессиональных механиков, а пытаются справляться своими силами. Например, все кабины оснащены специальными узлами безопасности, чтобы они не тронулись с места при незакрытых дверях. Если что-то ломается, то лифт автоматически перестает работать. Так эти умельцы, вместо того чтобы устранять поломку, просто обходят электросхемы, отключают узлы безопасности вручную. И лифт ездит дальше, хотя он уже опасен для жизни.
Корреспондент «НИ» буквально на днях проверил, переговорив с местными жителями дома №45 – тот самый ездящий вверх-вниз «гроб» используется до сих пор! Василеостровцы говорят: «До сих пор заходим в этот лифт с внутренней дрожью – а что делать – дом старого фонда, лестница с крутыми пролетами, старикам не находишься. А в местном жилкомсервисе нам говорят, что лифт в нормальном состоянии, а на счет того убийства Нины – «что он, лифт, больше не будет». Шутники…»
Были в Петербурге и другие летальные ЧП. В 2015 году в лифте на проспекте Композиторов погиб младенец. Мать закатила коляску с ребенком в кабину, но внезапно створки начали закрываться. Коляска опрокинулась, а малыш ударился головой об стену. В 2010 году на улице Коллонтай погибла десятиклассница – двери шахты открылись, а лифта в ней по каким-то причинам не было – девочка упала с высоты в 10 этажей.
Только в последний месяц по данным жителей, опасные аварии с лифтами случались в домах по улицам Испытателей, Королева, Ленина, Гороховой, проспектами Литейным, Владимирским, Полюстровским. «Сыграть в ящик», а так в городе прозвали поездки на опасных лифтах, многие петербуржцы рискуют буквально ежедневно.
Иван Дьяков, вице-президент Национального лифтового союза: - В Петербурге ситуация с лифтами самая тяжелая. Я просто боюсь ездить на лифтах в этом городе. Это большая проблема городского уровня, которую необходимо как-то решать, придумывать какие-то программы, может быть, совместные с бизнесом. Например, в Европе принято, что производитель лифтов потом их и обслуживает, в том числе ремонтирует за деньги. Ему выгодно – и муниципальным властям это тоже выгодно.
Надежды на Москву не оправдываются
А что же власти? Официально они стараются проблему не замечать и даже замалчивать, что видно по сотрудникам Жилищного комитета. В кулуарах же объясняют просто: денег на новые лифты нет, а ремонт также обходится очень дорого (от миллиона рублей). В период с 2010 по 2014 гг. в Петербурге действовала программа «Реконструкция и модернизация лифтов», в ее ходе были освоены почти 4 млрд рублей. Однако даже на такие деньжища удалось заменить всего 12% городских лифтов. Больше всего повезло жителям Выборгского района – там заменили целых 53 подъемника.
Между тем время идет, и все больший процент лифтов вырабатывают свой срок эксплуатации. А ведь Петербург – лидер по числу пожилых людей, которым просто необходимы подъемники! По данным социологов СПбГУ, во второй столице 25% населения (примерно 1 миллион 300 тысяч человек) – пенсионеры, причем половина из них в возрасте 75+. Также по данным комитета по труду и занятости населения, в Петербурге около 750 тысяч инвалидов, из них около 9 тысяч – инвалидов-колясочников. Все эти цифры показывают, насколько лифты в северной столице имеют огромное значение для выживаемости массы людей с ограниченными возможностями.
Но в петербургской чиновничьей среде сейчас не скрывают, что, прежде всего, рассчитывают в лифтовом вопросе на федералов. Ведь есть же весьма солидный по бюджету Фонд содействия реформированию ЖКХ. Однако пока Москва не спешит выделять денежки на петербургские подъемники. Данный вопрос не ускорили и скорые губернаторские выборы в северной столице. Какова цена вопроса, чтобы закрыть его окончательно, то есть заменить или модернизировать все проблемные лифты города? Специалисты называют разные цифры, но начинаются они от 60 миллиардов рублей.
Федор Горожанко, петербургский активист и правозащитник в сфере жилищно-коммунального хозяйства: - Надежность и безопасность лифтов в современных условиях зависят от добросовестности работников управляющих компаний либо жилкомсервисов. Районные и городские власти могут лишь изредка проверять подъемники, а текущая эксплуатация – не их компетенция. Поэтому жители сами должны напрягать свои УК и ЖКС: проверять, есть ли там лифтовые механики, их профессиональный уровень, график работы.